История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

ЛАНГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

(1858— 1921) — известный российский психолог, один из основателей экспериментальной психологии в России, известен работами в области восприятия и внимания. Окончил историко-филологический фак-т Петербургского ун-та (1882). В 1884—1886 гг. проходил стажировку в Лейпцигской психологической лаборатории В. Вундта, занимался психологией и философией в ун-тах Берлина, Парижа. С 1888 г. — магистр философии, приват-доцент. С 1890 г. в основном придерживался позиций естественнонаучного материализма, хотя и не всегда последовательно. С 1894 г. — профессор Новороссийского ун-та (Одесса), где в 1896 г. организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий. Занимаясь в лаборатории научными исследованиями, Л. сформулировал закон перцепции, устанавливающий стадиальный (фазовый) характер процесса восприятия (от обобщенного, чувственного образа предмета ко все более частному, дифференцированному). Всякое ощущение, по Л., начинается с простого толчка в сознании (что-то случилось), затем осознается род раздражителя (какой цвет, звук, поверхность), затем форма предмета и, наконец, происходит его точная локализация в пространстве. Этот общий закон перцепции — результат биологического развития организмов, основа всех простейших психических процессов. Л., кроме того, разработал моторную теорию внимания, рассматривающую движение как условие не только сопровождающее, но и улучшающее наше восприятие (Механизм внимания/ Русская школа, №1, 1891; Психологические исследования. Закон перцепции. Теории волевого внимания.Одесса, 1893). Считал, что двигательный компонент присутствует в процессах мышления, узнавания, памяти. Исходя из этого, рассматривал полю, как двигательный импульс, предшествующий всякому сознательному движению Этот импульс нами не осознается, осознается лишь движение, т.е. сознательная сторона волевого процесса — сумма обратных ощущений, сопровождающих уже происходящее движение (Элементы воли. Вопросы философии и психологии ; кн. 4, 1890). Выделяя двигательные реакции организма как первичные по отношению к внутренним психическим актам, он развивал рефлекторную концепцию психики, продолжая тем самым линию И.М. Сеченова. Среди функций психического основополагающей считал круговую реакцию — то, что мы сейчас называем обратной связью, включающую, с одной стороны, центростремительный ток, который сообщает организму о достигнутом, а с другой стороны — центробежную реакцию (ответ на это сообщение). Категорически отвергал параллелистическое понимание психики, трактовал психологическую науку как биологическую психологию (не био-логизируя ее, а подчеркивая этим лишь значение психики в биологической эволюции). В 1900—1904 гг. Л. — председатель историко-филологического общества при университете. Организовал при обществе педагогический отдел, ставший центром научно-методической работы учителей начальной и средней школы. Активно выступал за реформу средней школы России, за улучшение теоретической и практической подготовки учителей. Перевел на русский язык Первую аналитику Аристотеля (1894.). В 1903 г. организовал и возглавил Одесские женские педагогические курсы, преобразованные в 1905 г. в Высшие женские педагогические курсы (преподавал там психологию, педагогику и др. предметы). В 1907 г. за отказ принять к исполнению Циркуляр Министерства народного просвещения о запрете участия служащих в деятельности противогосударственных партий был отстранен от руководства курсами. Продолжал заниматься научной и просветительской работой. В 1911 г. редактировал философский отдел в энциклопедическом словаре Грант (автор статей Вера, Воля, Внимание, Душа, Гоббс, Гегель, Гюйо и др.). В 1914 г. вышла книга Л.: Психология. Итоги науки в теории и практике, впоследствии неоднократно переиздававшаяся и долгое время бывшая одним из лучших обобщающих трудов по психологии. В 1917 г. был избран в общественный комитет Одессы для решения вопросов реорганизации народного образования. Создал и возглавил Народный ун-т Одессы. Л. автор сочинений: История нравственных идей XIX в., т 1., ч. 1, Спб., 1889; Душа ребенка в первые годы жизни, Спб., 1892; Великие мыслители XIX века, Одесса, 1907; Логика , Казань, 1912; Теория В. Вундта о начале мифа, Одесса, 1912. А. В. Петровский, С.А. Цветков

  1. ланге николай николаевичЛанге Николай Николаевич писатель. Родился в г. По окончании университетского курса работал в психологическом институте Вундта. Результаты этой работы касающиеся вниман...Биографический словарь
  2. ланге, николай николаевичодин из видных русских представителей экспериментальной психологии род. в г. по окончании спб. й гимназии и университета слушал философские курсы за границей и работал в...Большая биографическая энциклопедия
  3. ланге николай николаевичрусский психолог один из основателей экспериментальной психологии в России. Сформулировал концепцию стадиальности фазовости процесса восприятия предполагающую смену фаз в...Большая психологическая энциклопедия
  4. ланге николай николаевичЛангеstrong Николай Николаевич [. Петербург .] русский психолог. Окончил Петербургский университет . Работал в психологической лаборатории В. Вундта в Лейпциге с . Профе...Большая Советская энциклопедия II
  5. ланге николай николаевичписатель. Родился в г. По окончании университетского курса работал в психологическом институте Вундта. Результаты этой работы касающиеся внимания опубликованы сначала в ...Большой российский биографический словарь
  6. ланге николай николаевичЛАНГЕ Николай Николаевич российский психолог. Создал одну из первых в России экспериментальных психологических лабораторий при Одесском университете. Сформулировал зако...Большой Энциклопедический словарь V
  7. ланге, николай николаевичпсихолог один из основоположников экспериментальной психологии в России. С работал за границей в т.ч. в лаборатории В. Вундта в Лейпциге. С приватдоцент затем профессор...Педагогический терминологический словарь
  8. ланге николай николаевичЛанге Николай Николаевич русский психолог один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Занимался проблемами восприятия внимания памяти мыш...Психологический словарь
  9. ланге николай николаевич. Петербург . русский психолог один из основоположников отечественной экспериментальной психологии. Биография. Окончил Петербургский университет. С г. работал в психол...Психологический словарь II
  10. ланге николай николаевич[ . Петербург . Одесса] психолог один из основоположников эксперим. психологии в России. По окончании Петерб. унта работал за границей в т. ч. в лаборатории В. Вундта ...Российская педагогическая энциклопедия
  11. ланге николай николаевичЛанге Николай Николаевич философПсевдонимыi Н. Л. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  12. ланге николай николаевич[ . . Петербург .] рус. психолог. Проф. философии Одесского унта где организовал одну из первых в России экспериментальных психологич. лабораторий. Сформулировал закон п...Советский философский словарь
  13. ланге николай николаевичЛАНГЕ Николай Николаевич [ марта февр. ] рус. психолог представитель эмпирич. направления. Окончил Петерб. унт. Работал в психологич. лаборатории В. Вундта в Лейпциг...Философская энциклопедия
  14. ланге николай николаевичмарта февр. ] рус. психолог представитель эмпирич. направления. Окончил Петерб. унт. Работал в психологич. лаборатории В. Вундта в Лейпциге с . Проф. кафедры философ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  15. ланге николай николаевичрод. марта Петербург ум. февр. рус. психолог профессор философии Одесского унта с . Сформулировал закон перцепции стадиальный характер процесса восприятия от обобщенн...Философский энциклопедический словарь II
  16. ланге, николай николаевичЛанге Николай Николаевич один из видных русских представителей экспериментальной психологии род. в г. по окончании спб. й гимназии и университета слушал философские кур...Энциклопедический словарь
  17. ланге николай николаевичодин из видных русских представителей экспериментальной психологии род. в г. по окончании спб. й гимназии и университета слушал философские курсы за границей и работал в...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона