История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон

ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ

Петр Яковлевич (1902-1988) — российский психолог, специалист в области теории и методологии психологии, истории психологии, возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1965), профессор (1966). Засл. деятель науки РСФСР (1980). Окончил Харьковский медицинский ин-т (1926). В 1926-1941 гг. работал в Харьковском психоневрологическом ин-те, заведуя лабораторией психофизиологии. Вел педагогическую работу в Харькове и Донецке (Сталино), активно участвовал в работе Харьковской группы психологов (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, Л.И. Божович и др.). В 1941 —1943 гг. работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). С 1943 г. — в МГУ доцент, профессор, зав. кафедрой возрастной психологии (с 1967), профессор-консультант (с 1983). Г. — последователь генетического подхода в изучении психического развития, обоснованного Л.С. Выготским. Стремился решать принципиальные вопросы психологии не редукционистскими, а собственно психологическими методами, объективно исследовать психическую деятельность и ее развитие. Г. выдвинул новое понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности. Согласно Г., психика во всем диапазоне ее форм (познавательных процессов, потребностей, чувств, воли) по своей жизненной функции есть ориентировочная деятельность субъекта в проблемных ситуациях на основе образа. Психика как ориентировочная деятельность возникает в ситуации подвижной жизни для ориентировки в предметном поле на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа (Введение в психологию , 1976; Психология как объективная наука, 1998). Он выделил и описал эволюционные уровни активности субъекта — уровень физический, физиологический, сознательные целенаправленные действия субъекта, уровень личностной регуляции действий. По Г., адекватным методом исследования психики как ориентировочной деятельности является формирующий эксперимент: магистральный путь исследования психических явлений — это их построение с заданными свойствами. В большинстве своих работ противопоставлял констатирующую (срезовую) и активно формирующую стратегии исследования. Разработал теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий (Развитие исследований по формированию умственных действий, 1959; Формирование умственных действий и понятий, 1965). Внутри этой теории Г. были выдвинуты и развиты положения о видах и свойствах человеческих действий, о типах ориентировочной основы действия и соответствующих им типах учения, шкала поэтапного формирования. В качестве теорий второго уровня Г. выдвинул и экспериментально обосновал теорию языкового сознания, теорию внимания, ряд других частных психологических теорий. Согласно Г., процесс формирования умственных действий проходит ряд этапов: составление ориентировочной основы действия, формирование действия в материальном плане, в плане громкой речи, во внешней речи про себя, во внутренней речи. На этих этапах происходит систематическая отработка желаемых свойств действия — разумности, обобщенности, сознательности, меры освоения и др. Формирование различных видов таких действий составило главную тему исследований Г. и его сотрудников в 1950—1980 гг. Их результатом явились данные о психологических механизмах познавательных процессов (внимания, мышления, восприятия и др.), новое решение ряда фундаментальных психологических проблем (природа инстинктов, соотношение обучения и развития и др.). Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики умственного развития ребенка с последующей коррекцией как способом ликвидации педагогической запущенности (Методы обучения и умственное развитие ребенка, 1985; Актуальные проблемы возрастной психологии, 1978). Многие работы Г. переведены и изданы в США, Англии, Германии, Болгарии, Польше. А.Н. Ждан, A.M. Подольский

  1. гальперин петр яковлевичПетр Яковлевич Гальперин родился октября г. в Тамбове. Его отец Яков Абрамович был в то время уездным врачом а впоследствии стал известным профессором нейрохирургом и о...100 великих психологов
  2. гальперин, петр яковлевичГальперин Петр Яковлевич. психолог др психол. наук спец. в обл. психол. мышления. Окончил Харьковский мед. инт . Доц. с затем проф. с кафедры психол. МГУ зав. кафедрой...Большая биографическая энциклопедия
  3. гальперин петр яковлевичроссийкий психолог автор концепции поэтапного формирования умственных действий. Г. трактовал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности выявив в свя...Большая психологическая энциклопедия
  4. гальперин петр яковлевичГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ сов. психолог в х гг. был членом Харьковской школы психологов автор оригинальной теории поэтапного формирования умственных действий см. также У...Большой психологический словарь
  5. гальперин петр яковлевичГАЛЬПЕРИН Петр Яковлевич российский психолог доктор педагогических наук профессор . Автор теории поэтапного формирования умственных действий раскрывающей основы усвоен...Большой Энциклопедический словарь V
  6. гальперин, пётр яковлевичпсихолог др педагогических наук профессор заслуженный деятель науки РСФСР . Ученик Л.С. Выготского. С преподавал в МГУ. Разработал теорию поэтапного формирования умств...Педагогический терминологический словарь
  7. гальперин петр яковлевичГальперин Петр Яковлевич отечественный психолог член Харьковской деятельностной школы автор концепции планомерно поэтапного формирования умственных действий и тра...Психологический словарь
  8. гальперин петр яковлевич. Тамбов . отечественный психолог Биография. В г. окончил Харьковский медицинский институт по специальности психоневрология. Работал в качестве врачапсихоневролога а з...Психологический словарь II
  9. гальперин пётр яковлевич[. . Тамбов . Москва] психолог засл. деят. науки РСФСР . Др пед. наук проф. . Окончил Харьковский мед. инт . В в Харьковском психоневрологич. инте. Ученик Л. С. Выготс...Российская педагогическая энциклопедия