История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФРИДРИХ НИЦШЕ

(1844— 1900) — нем. философ, филолог, публицист, поэт. Род. в семье протестантского свящ. в с.Реккен близ г.Лютцен; с детства страдал головными болями и расстройствами зрения. С ранних лет увлекался музыкой, в 10 лет начал писать стихи, в 14 — лит.филос. и муз. эссе. Учился на теол. ф-те Боннского ун-та (1864—65) и на филол. ф-те Лейпцигского унта (1865—69), где его учителем был проф. Ф.В.Ричль. 1869—79 гг. — проф. каф. греч. языка и лит-ры в Базельском ун-те; в 1869 г. получил уч. степень д-ра философии без защиты канд. и докт. дис. на основании работ, опубл. в «Рейнском научном журнале». В 1879 г. прекратил преподавательскую деятельность и следующие 10 лет жил как «вольный философ» в разл. городах Германии, Италии, Швейцарии. Творч. деятельность оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью. Осн. соч.: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «О пользе и вреде истории для жизни» (1874), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Утренняя заря» (1881), «Веселая наука» (1882), «Так говорил Заратустра» (1884), «Злая мудрость» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887), «Сумерки идолов, или Как философствуют молотом» (1888), «Антихрист. Проклятие христианству» (опубл. 1895), «Ecce Homo» (опубл. 1908), «Воля к власти» (опубл. 1889). Соч. Н., издававшиеся в 1890—930-х гг., подвергались мн-ву недобросовестных искажений; академ. собр. соч. Н. опубл. в 1960-х гг. (Werke. Kritische Gesamtausgabe. Berlin; N.Y., 1960—967. Bd. 1—0). Учение Н. многопланово, поэтому его трудно отнести к опред. филос. направлению. Как правило, его считают представителем философии жизни, но он оказал влияние и на экзистенциализм, прагматизм, символизм, на мн. писателей конца XIX — начала XX вв. Сам испытал влияние А.Шопенгауэра и Р.Вагнера. В своем первом соч. «Рождение трагедии из духа музыки», в значительной мере посвященном анализу антич. трагедии, Н. развил идеи типологии культуры, намеченной Шиллером, Шеллингом и нем. романтизмом, противопоставив два ее начала — «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-интеллектуальное). В соч., написанных в жанре филос.-худ. прозы, Н. критически оценивал совр. ему культуру, в поисках идеала обращался к досократовской Греции, отстаивал эстетич. имморализм («По ту сторону добра и зла»). В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности («Так говорил Заратустра»; «Воля к власти») сочетался у Н. с романтич. идеалом «человека будущего». Осн. тема философии Н. — критика европ. об-ва, культуры и морали с позиций эстетически интерпретированной идеи всеобщей эволюции. Бытие в целом есть поток жизни, осуществляющей себя как «вечное становление» и «вечное возвращение». В этом потоке жизни человек не занимает исключительного места, будучи одним из элементов универсальной борьбы за выживание, хотя и обладает интеллектом и творч. фантазией, к-рые делают его наиболее удачным материалом для появления «сверхчеловека». Движущей силой эволюции явл. воля к власти, степень реализации к-рой позволяет судить, наск. то или иное существо перспективно в плане полноты жизненного бытия; совр. европ. культура, выросшая на почве христианства, находится в стадии самоумерщвления благодаря господству таких ценностей, как равенство, милосердие, смирение перед чужой жестокостью и т.п. В ранний период творчества Н. противопоставлял классич. европ. культуре идеал досократовской античности, позднее — идеал буддизма, понятого им как эгоцентрическая религия самообожения. Механизм становления культуры определен противоборством двух начал — апполоновского и дионисийского; первое связано с принципами гармонии и строгости форм, рациональности и практичности, второе суть свободная игра жизненных сил, противная всякой оформленности и повторяемости. Ранние формы европ. культуры, где доминировало иск-во, воплощали именно жизнетворящее дионисийское начало, но со времен Сократа («первого декадента») и Платона (чья рационалистич. философия есть «систематическая клевета на жизнь») она двинулась по пути последовательной подмены жизни рационализированными образами сущего. Это привело к господству бездушной науки, выхолощенного иск-ва, некроцентрической религии; ближайшая перспектива европ. культуры — оформление нивелирующей машинноуравнительной системы радикального подавления жизни и творчества. В равной степени Европу ждет глобальный конфликт массовых идеологий, выращенных на почве христианства и социализма. Хотя весь «проект» христ. культуры нацелен на обретение самотождественного рационального и морального смысла реальности, он приводит к торжеству тотального нигилизма, к разрыву с ценностями и авторитетами, укорененными в жизненной почве и постигаемыми интуитивно, путем погружения «во тьму дионисийства». Все рационально-схематические формы мышления и описания действительности (включая язык классич. науки и философии), согл. Н., носят фальсифицирующий характер; след-но, вся система ценностей и идеалов, обслуживаемая ими, нуждается в радикальной переоценке. Она должна проходить не под знаком «человеческого, слишком человеческого», а под знаком перспективы сверхчеловеческого. Влияние Н. на всю совр. культуру связано не только с его конкретными филос. идеями и манифестами, но и с парадоксально-афористическим стилем их изложения, равно как и с символикой его биографии как «жизни на грани». Соч.: Соч.: В 2 т. М., 1990; Антихрист // Сумерки богов. М., 1989; Так говорил Заратустра. М., 1990; Утренняя заря. Екатеринбург, 1993; Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994; Странник и его тень. М., 1994; Философия в трагическую эпоху. М., 1994. Лит.: Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта // Собр. соч. М., 1961. Т. 10; Соловьев В.С. Идея сверхчеловека // Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2; Галеви Ф. Жизнь Фридриха Ницше. СПб., 1991; Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф.Ницше. СПб., 1991. В.И.Полищук, Е.В.Гутов

  1. фридрих ницшеНемецкий философ представитель философии жизни. В Рождении трагедии из духа музыки противопоставил два начала бытия дионисийское и аполлоновское. В сочинениях написанны...100 великих мыслителей
  2. фридрих ницшенем. мыслитель оказавший влияние на бурж. философию и литру в. В его соч. Так говорил Заратустра Человеческое слишком человеческое Антихристианин незаконч. Воля к власти...Атеистический словарь II
  3. фридрих ницшеФридрих Ницше гг. философ Кто учитель до мозга костей тот относится серьезно ко всем вещам лишь принимая во внимание своих учеников даже к самому себе.Самодовлеющее поз...Сводная энциклопедия афоризмов
  4. фридрих ницшенемецкий философ. Горячая любовь к жизни была неизменным принципом его философии. В отдельных трудах По ту сторону добра и зла отказался от христианской или рабской мора...Словарь-справочник по философии
  5. фридрих ницшекрупный немецкий философ предвозвестник философии жизни экзистенциальной философии и философской антропологии представитель волюнтаризма. Основные идеи Ницше переоценка ...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  6. фридрих ницшеокт. авг. нем. философ представитель иррационализма и волюнтаризма поэт. Учился в Боннском и Лейпцигском унтах. С по профессор Базельского унта по классич. филоло...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  7. фридрих ницшенем. философ один из основоположников совр. иррационализма в форме философии жизни. Взгляды Н. претерпели определенную эволюцию от романтической эстетизации опыта культур...Философский энциклопедический словарь