История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ ЙОЗЕФ ШЕЛЛИНГ

(1775—1854) — нем. философ; представитель классической немецкой философии и романтической эстетики. Осн. соч.: «Идеи философии природы» (1797), «О мировой душе. Гипотеза высшей физики для объяснения всеобщего организма, или Разработка первых основоположений натурфилософии на основе начал тяжести и света» (1799), «Система трансцендентального идеализма» (1800), «Бруно, или О Божественном и природном начале вещей» (1802); «Философия искусства» (1802—03), «Философия религии» (1804), «Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах (1809). В 1798 г., в 23-летнем возрасте, Ш. — проф. Иенского ун-та, один из лидеров иенской романтической школы, автор худ. произв., опубл. под псевдонимом Бонавентура. Чл. Мюнхенской АН (1806—20) и генеральный секретарь Академии изящных иск-в. В 1820—26 гг. — проф. Эрлангенского, с 1827 г. — Мюнхенского и с 1841 г. — Берлинского ун-тов. Взяв за исходный пункт учение Фихте о трансцендентальном «Я», полагающем мир посредством противопоставления «не-Я», создал на его основе антропологич. концепцию, где субъект и объект составляют внутренне противоречивое тождество. Вслед за Кантом Ш. разделил деятельность «Я» на сферы теор. и практ. разума. Теор. философия призвана объяснить, как могут совпадать вещи и существующие независимо от них представления. Практ. философии надлежит разрешить проблему изменения объективного средствами мысленного так, чтобы объективное и мыслимое совпадали. Осн. задачей трансцендентальной философии, по Ш., явл. устранение противоречия между сферами теор. и практ. разума, тождество производящей мыслительной деятельности и деятельности, претворенной в волении. Человеку отводится роль творца-созидателя эстетич. мира — бесконечного, гармоничного и подвижного. В человеке как персонифицированном разуме противоположные друг другу натурфилософия и трансцендентальный идеализм обретают тождественность. Двуединство «Я» порождает новое противоречие: с одной стороны его слепая деятельность, подчиненная закону причинности, представляет собой примитивное естеств. влечение; с др. стороны, абсолютное самоопределение «Я», чистое воление, реализуется посредством категорического императива, почерпнутого у Канта. Отсюда произвол, осознание в каждом волении возможности выбора: человек, в отличие от Бога, пребывающего в состоянии чистой самодостаточности, балансирует между светом (разумным божеств. началом) и темной тварной основой (своеволием твари). Т.о., человек сам содержит в себе источник движения в сторону добра и зла. В чел. об-ве противодействие случайному эгоизму привносится самими разумными существами посредством правового строя, дополняющего устройство мира. Истор. процесс, по Ш., есть непрерывная деятельность внутри сообщества индивидуумов на основе разума и свободы; история мыслима лишь в отношении человечества, стремящегося к постижению идеала, недоступного отд. индивидууму. Критерий истор. прогресса состоит в постепенном приближении к всеобщему правовому гос. устройству. Истор. процесс есть система времен, изменяющихся от бессознательного слияния с объектом (тезис) — через свободно принятое решение разделения на народы (антитезис) — к грядущему гос. союзу, в к-ром воплотится Божеств. провидение (синтез). Религия вовлечена в движение времени: от естеств. религии монотеизма и политеизма через религию откровения человечество приходит к христианству, призванному установить утраченную связь человека и Бога посредством деяний вочеловечившегося Бога, несущего знание в мир. Вершиной философии Ш. явл. философия иск-ва, конструирующая мир в форме красоты. Здесь наиболее полно выразилась романтическая мечта об универсальном знании. В ней иск-во, природа, наука отражают и отображают друг друга: иск-во — замкнутое органическое целое, организм, созданный в отличие от необходимо-целесообразного продукта природы, посредством свободы, философия — сфера мировоззрения, постигающая идею целого, история — наука, выявляющая опред. формы целого, возникающие в результате движения времени. Связь с потенциями философии — сферой морали и права, философией истории и философией религии — философия иск-ва осуществляет через миф — общее начало филос. потенций, всеобщий феномен всеобщего сознания человечества. Соч.: Философия искусства. М., 1966; Соч.: В 2 т. М., 1987—1989. Лит.: Асмус В.Ф. Диалектика в философии Шеллинга // Избр. филос. тр.: В 2 т. М., 1971. Т. 1; Бурджалиани А.А. Вопросы диалектики в ранних философских воззрениях Шеллинга: Автореф. дис… канд. филос. наук. Тбилиси, 1980; Бурханов Р.А., Шумкова Т.Л. Трансцендентальная антропология И.Канта и Ф.В.Й.Шеллинга. Екатеринбург; Нижневартовск, 1998; Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1984; Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1989; Лазарев В.В. Шеллинг. М., 1976; Шумкова Т.Л. Ф.В.Й.Шеллинг и русская литература первой половины XIX века. Екатеринбург, 2001. Т.Л.Шумкова

  1. фридрих вильгельм йозеф шеллингНемецкий философ. Был близок йенским романтикам. Создал спекулятивную натурфилософию иерархии естественных сил потенций которая затем трансформировалась в философию тожде...100 великих мыслителей
  2. фридрих вильгельм йозеф шеллингнем. философ. Развивал идеи натурфилософии и философии тождества бытия и мышления крые сделали его одним из крупнейших представителей классич. нем. идеализма. Впоследстви...Атеистический словарь II
  3. фридрих вильгельм йозеф шеллингФридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг гг. философ Истинная свобода состоит в согласии с некоторой святой необходимостью воспринимаемой нами в постигающем сущность действительн...Сводная энциклопедия афоризмов
  4. фридрих вильгельм йозеф шеллингнемецкий философ объективный идеалист крупный представитель диалектики. Создал диалектическую натурфилософию которая трансформировалась в философию тождества. В поздний п...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  5. фридрих вильгельм йозеф шеллингрод. янв. Леонберг Вюртемберг ум. авг. БадРагац Швейцария нем. философ преподавал в Йене Вюрцбурге Эрлангене Мюнхене и Берлине. С позиций нем. идеализма являясь вме...Философский энциклопедический словарь