История и философия науки. Энциклопедический словарь

ФЕЙЕРАБЕНД, ПОЛ КАРЛ

(1924— 1994) — амер. философ, методолог и историк науки; представитель постпозитивизма. Проф. Калифорнийского ун-та в г.Беркли (с 1958 г.). Осн. соч.: «Против метода. Очерк анархистской теории познания» (1975), «Наука в свободном обществе» (1978), «Реализм, рационализм и научный метод: Философские статьи. Т. 1» (1981), «Проблема эмпиризма: Философские статьи. Т. 2» (1981), «Прощай, разум!» (сб. ст., 1987), «Три диалога о знании» (1991), «Знание, наука и релятивизм: Философские статьи. Т. 3» (1999). В ранний период науч. деятельности Ф. синтезировал идеи критического рационализма (К.Поппер), концепции Т.Куна и И.Лакатоса с рядом положений марксизма и контркульт. нонконформизма 1960-х гг. С этой позиции он выдвинул принцип «теор. реализма», согл. к-рому принятая нами теория диктует способ восприятия явлений, включая те, описание к-рых составляет ее же эмпирич. базис; т.о. постулируется «теор. нагруженность эмпирич. фактов». Рост науч. знания происходит не как поступательно-кумулятивный процесс, а через пролиферацию (размножение) науч. теорий, каждая из к-рых логически несопоставима с др. Отсюда — тезис о плюралистической равноправности разл. способов описания и объяснения действительности — от мифа до «галилеевской науки». Наиболее плодотворным периодом в развитии знания явл. время конкуренции его альтернативных форм, поддерживаемых разл. сообществами ученых; в этот период возможны свободное творчество и личностная самореализация ученого, тогда как в институциональном знании господствует фиксированный метод и др. формальные правила познавательной деятельности. Кроме того, институциональная наука, согл. Ф., играет роль идеологии науч.-техн. элиты и тем самым входит в структуру властного истеблишмента. Процесс институционализации доминирующих науч. теорий Ф. рассматривает по аналогии с демокр. выбором массой к.-л. полит. элиты с последующей бюрократизацией и формализацией ее деятельности и статуса. Эти положения Ф. стимулировали обращение совр. философии науки к проблемам ее соц. корней и функций, связи с властнорегулятивной системой об-ва, хотя и достаточно часто критикуются за несоответствие строгим академ. традициям. Соч.: Избр. труды по методологии науки. М., 1986; Возвращение к жизни // Alma Mater. 1998. № 2; Против метода. Очерк анархистской теории познания. СПб., 2007. Лит.: Никифоров А.Л. Методологическая концепция П.Фейерабенда // Вопр. философии. 1976. № 8; Тальягамбе С. Зрительное восприятие как метафора (По поводу концепции Пауля Фейерабенда) // Вопр. философии. 1985. № 10; Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна. М., 2002. Е.В.Гутов

  1. фейерабенд, пол карламериканоавстрийский философ и методолог науки получил прекрасное образование. Его интересы были весьма разнообразны в Веймаре он изучал драматургию в Лондоне и Копенгаге...Философия науки и техники
  2. фейерабенд, пол карлпредставитель постпозитивистской философии науки. В х гг. примыкал к критическому рационализму. В х гг. Ф. сформулировал концепцию названную им эпистемологическим или мет...Философский энциклопедический словарь