История и философия науки. Энциклопедический словарь

РИККЕРТ, ГЕНРИХ

(1863—1936) — нем. философ, представитель Баденской школы неокантианства, ученик В.Виндельбанда. В 1888 г. защитил канд., в 1892 г. — докт. дис. Преподавал в Страсбургском (1888—91), Фрейбургском (1891— 1915), Гейдельбергском (1916—36) ун-тах. Осн. соч.: «Предмет познания. Введение в трансцендентальную философию» (1892), «Границы естественнонаучного образования понятий» (1896), «Науки о природе и науки о культуре» (1899), «Философия истории» (1904), «Философия жизни» (1920), «Основные проблемы философской методологии, онтологии и антропологии» (1934). Стремясь преодолеть дуализм И.Канта, Р. отвергал вещь в себе. Сводил бытие ко всеобщему, безличному сознанию; отрицал возможность отражения реальности самой по себе. Данная в познании действительность имманентна сознанию субъекта, однако существует независимая от него трансцендентная (см. Имманентное и Трансцендентное) реальность, к-рая явл. предметом веры. Развил представление Виндельбанда о философии как науке о ценностях, к-рые образуют самост. царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта, мир трансцендентного смысла. Философия должна исследовать взаимоотношения между действительностью и ценностями и выявлять их возможное единство. Наряду с бытием Р. вычленял шесть сфер (логика, эстетика, мистика, этика, эротика, религия) и соответствующие им типы ценностей (истина, красота, надличностная святость, нравственность, счастье, личная святость). Т.о., трансцендентальный идеализм Р. утверждал примат практ. разума по отношению к теор. Гносеология, по Р., решает вопрос о возможности появления трансцендентных ценностей в имманентном мире и перехода от имманентного к трансцендентному. Это вопрос о том, откуда познание приобретает свою объективность и что представляет собой независимый от субъекта предмет познания. Отделив науку и философию от метафизики, Р. противопоставил «науки о природе» и «науки о культуре». Природа — то, что возникло само собою, а культура — то, что создано человеком ради его целей, совокупность ценностей, противоположных инстинктам и естеств. потребностям. Вслед за Виндельбандом, Р. разграничивал ест.-науч. и истор. познание на основе различия обобщающих и индивидуализирующих понятий; выделял два метода, отличающихся по целям и результатам. Осн. задача генерализирующего метода, к-рый используется прежде всего в естествознании, состоит в подведении частного под общее, образовании родовых понятий разл. степени общности. Суть индивидуализирующего метода, на к-рый опирается истор. наука, заключается в описании индивидуальных событий, к-рые имеют для нас опред. значение. См. Идиографический и Номотетический методы. Соч.: Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997; Науки о природе и науки о культуре. М., 1998; Философия жизни. Киев, 1998. Лит.: История философии: Запад—Россия—Восток. М., 1998. Кн. 3. Ч. 1. Гл. 4; История философии: Учеб. / Под ред. Ч.С.Кирвеля. 2-е изд., испр. Минск, 2001. Гл. 10. § 2; Западная философия XIX в.: Учеб. / Под ред. А.Ф.Зотова. М., 2005. Гл. 10; Никулина О.В. Немецкое неокантианство: истоки, основные направления, национальные особенности // Философия, наука, образование: Национально-региональный компонент в исследовании и преподавании: Кол. моногр. Екатеринбург, 2003. Ч. 1. О.В.Никулина

  1. риккерт генрихРиккертstrong Rickert Генрих . Данциг ныне Гданьск Польша . Гейдельберг немецкий философ один из основателей баденской школы неокантианства. С профессор Фрейбургского с...Большая Советская энциклопедия II
  2. риккерт генрихRickert Heinrich немецкий неокантианский социальный философ чьи идеи оказали влияние на Вебера. Его главные труды Наука и история и Пределы естественнонаучного осмыслен...Большой толковый социологический словарь
  3. риккерт генриходин из крупных представителей Баденской школы неокантианства. Им написаны следующие работы Границы естественнонаучного образования понятий Философия истории Науки о прир...Великие философы
  4. риккерт, генрихRickert Генрих немецкий философ один из основателей баденской школы неокантианства. Устраняя кантовскую вещь в себе сводил бытие к человеческому сознанию. Понимал фило...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. риккерт генрих. Данциг ныне Гданьск Польша . Гейдельберг нем. философ один из основателей баденской школы неокантианства. Филос. позиция Р. претерпела сложную эволюцию. Отвергая с пози...Советский философский словарь
  6. риккерт, генриходин из крупных представителей Баденской школы неокантианства развивавший идею Виндельбанда о существовании номотетических и идеографических наук. Основные работы Границы...Философия науки и техники
  7. риккерт, генрихмая июля представитель нем. неокантианства один из основателей баденской школы непосредств. преемник Виндельбанда. Род. в Данциге С проф. Фрейбургского а с Гейде...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. риккерт, генрихрод. мая Данциг ум. июля Гейдельберг нем. философ профессор в Гейдельберге с вместе с Виндельбандом основал югозападную нем. школу отталкивавшуюся от Канта и Фихте...Философский энциклопедический словарь