История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ ЧААДАЕВ

(1794—1856) — рус. философ, публицист. Род. в дворянской семье; учился в Моск. ун-те (1808—11); был знаком с декабристами; войну 1812—14 гг. провел в составе Ахтырского гусарского полка, дошел до Парижа. После войны делает быструю карьеру на светском поприще. С 1814 г. Ч. — чл. масонской ложи. В 1820 г., после встречи с императором Александром I, у к-рого Ч. был с докладом по поводу бунта Семеновского полка, он подает прошение об отставке с гос. службы. В 1820—21 гг. переживает глубокий внутр. кризис и перелом в своем мировоззрении; затем три года проводит в Европе, где знакомится с Ф.Шеллингом. Последующие годы живет затворником в Москве — это период напряженной работы над «Философическими письмами». В 1836 г., после появления в печати первого из них (публикация остальных фрагментов растянется почти на столетие) в журнале «Телескоп» (№ 15), Ч. прослыл ниспровергателем нац. святынь и неистовым бунтарем, после чего был подвергнут офиц. следствию и объявлен умалишенным. После снятия мед. надзора и домашнего ареста вновь участвует в идейной жизни Москвы, в полемике западников и славянофилов, но до конца жизни уже ничего не публикует. В истории отеч. мысли Ч. остался создателем первой оригинальной историософской теории, определившей тематику последующих дискуссий о месте и судьбе России, специфике рус. нац. сознания и истории, взаимоотношений народа и гос. власти. Осн. тема его философии — судьба Отечества, понимаемая как синтез прошлого, наст. и будущего. Заслуживает внимания не только критика им рос. реалий, но и построенная им модель Запада: исходя из принципа всеединства, к-рый служит стержнем всей его концепции, Ч. утверждает, что Европа представляет тройственное единство — религии, культуры, нравственности, и это единственно правильная форма цивилизации, в пределах к-рой достигнут идеал Царства Божьего на земле; все остальные цивилизации — лишь тупиковые ветви развития. Россия же не явл. цивилизацией вообще, занимая промежуточное положение между Востоком и Западом. Идеи Ч. послужили одним из осн. факторов, сформировавших мировоззренческую альтернативу славянофильству — западничество, оказали влияние на почвенников, либералов и консерваторов, а впоследствии, как утверждение примата божеств. откровения, его философия оказала существенное влияние на В.С.Соловьева; своим предшественником его называли и авторы сб. «Вехи» (1909). Соч.: Полн. собр. соч. и избр. письма: В 2 т. М., 1991. А.А.Исаев

  1. петр яковлевич чаадаевРусский философ мыслитель и публицист. Родоначальник русской религиозной философии. Основные произведения Философические письма Сочинения и письма т. изд. . Высказал м...100 великих мыслителей
  2. петр яковлевич чаадаевПетр Яковлевич Чаадаев гг. мыслитель публицист Без слепой веры в отвлеченное совершенство невозможно шагу ступить по пути к совершенству осуществляемому на деле. Только ...Сводная энциклопедия афоризмов
  3. петр яковлевич чаадаевмая апр. рус. философ и политич. мыслитель. Род. в дворянской семье. Учился в Моск. унте где познакомился с А. С. Грибоедовым будущими декабристами И. Якушкиным А....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  4. петр яковлевич чаадаеврус. мыслитель и общественный деятель. Р. в знатной дворянской семье. Участвовал в войне . Был членом Союза благоденствия а затем Северного общества декабристов . В нах...Философский энциклопедический словарь