История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАУЛЬ НАТОРП

(1854—1924) — нем. философ, представитель Марбургской школы неокантианства, ученик Г.Когена. Получил филос. образование в Марбургском ун-те. С 1881 г. — доцент, с 1885 г. — проф. Марбургского ун-та. Специализировался по истории философии, теории и методологии познания, логике; интересовался психологией и соц. педагогикой. Осн. соч.: «Теория познания Декарта» (1882), «Исследования по истории проблемы познания в древности» (1884), «Этика Демокрита» (1893), «Социальная педагогика» (1898), «Учение Платона об идеях. Введение в идеализм» (1903), «Логические основы точных наук» (1910), «Всеобщая психология» (1912), «Кант и Марбургская школа» (1912), «Всеобщая логика» (1914). Стремясь преодолеть дуализм И.Канта, Н., вслед за Когеном, отказался от допущения вещи в себе как материального объекта и связанного с этим различения чувственности и рассудка, превратив осн. для «Критики чистого разума» проблему трансцендентального синтеза в проблему чистой логики. Но если для Когена наука — совокупность «написанных книг», то для Н. — прежде всего метод, при помощи к-рого мышление формирует свой предмет. Свою концепцию Н. назвал «панметодизмом», подчеркивая этим, что понимает философию не как само позитивное знание, а как метод достижения этого знания. По его мнению, процесс познания начинается с мысли о том, что «нечто» существует. Но поск. за ощущениями отрицается позитивная связь с чем-то внешним, то предмет познания не «дается» извне, а «задается» самим мышлением. Поэтому логич. анализ должен раскрыть «первоначало» («Ursprung»), призванное «объединять различное и различать объединенное» не только в естествознании, но и в обществ. науках. Моделью «первоначала» служат те черты матем. синтезирующего мышления, благодаря к-рым оно творит себя и свой предмет. Логич. анализ предполагает изначальное единство трех «высших понятий» — мышления, бытия и познания. В результате обнаруживается триада логич. развития: мышление как безразличное тождество отрицает себя, выступая в кач-ве собств. противоположности — бытия, и воссоединяется с собой через познание. Тем самым пространство и время — априорные формы (см. Априори и Апостериори), соответствующие у Канта созерцанию, в философии Н. приобретают статус априорных форм рассудка, т.е. категорий. В этике Н. разработал концепцию «соц. педагогики», призванную пробудить в каждом индивиде внутр. свободу с целью включения его в движение человечества к идеальному об-ву, где, согл. категорическому императиву Канта, личность рассматривалась бы прежде всего как цель. Отсюда он выводил теорию «этич. социализма», получившую распространение в социал-демократии. Соч.: Die logischen Grundlagen der exakten Wissenschaften. Leipzig, 1923; Философская пропедевтика. М., 1911; Развитие народа и развитие личности. СПб., 1912; Кант и Марбургская школа // Новые идеи в философии. СПб., 1913. Сб. 5; Логика. Обоснование и логическое построение математики и математического естествознания. СПб., 1909. Лит.: Кант и кантианцы. Критические очерки одной философской традиции. М., 1978; Западная философия XIX в. / Под ред. А.Ф.Зотова. М., 2005; Никулина О.В. Немецкое неокантианство: истоки, основные направления, национальные особенности // Философия, наука, образование. Екатеринбург, 2003. Ч. 1. О.В.Никулина

  1. пауль наторпдив. Наторп Пауль...Філософський енциклопедичний словник