История и философия науки. Энциклопедический словарь

ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ФЛОРЕНСКИЙ

(1882— 1943) — рус. религ. философ, ученый, инженер. Окончил физ.-матем. и ист.-филол. ф-ты Моск. унта и Моск. духовную академию. В 1909 г. Ф. занял в Моск. духовной академии каф. истории древней философии — специальности, к-рую он пересоздал вопреки существовавшим классич. представлениям. Он показал, что ионийский период, обычно считаемый «началом» древней философии, должен по аналогии с периодами европ. философии определяться «возрожденческим», соответственно, идя далее вглубь веков, надо в порядке «ретроспективной истор. перспективы» период Гомера, Гесиода, греч. царей и т.н. «семи мудрецов» считать греч. «Средневековьем», а собственно древним периодом греч. философии приходится считать микенскоминойский. Затем следует период «вторжения дорян» в Пелопоннес и начало эллинского водораздела культуры и мысли, символом чего стала трагическая дифференциация на Спарту и Афины, приведшая древнеэллинский мир к всестороннему распаду и вырождению. В соч. «Столп и утверждение истины» (1914) и др. Ф. стремился к построению т.н. конкретной метафизики. Его труды по математике, физике и др. наукам предвосхитили мн. идеи семиотики. Он написал ряд работ по истории иск-ва, увлекался живописью и музыкой, владел в совершенстве лат. и др.-греч., осн. европ. языками, а также языками народов Кавказа, Ирана и Индии. В 1911 г. принял священство. Свои филос. и богосл. идеи Ф. обосновывает положениями из обл. математики, физики, медицины, психологии, лингвистики, фольклористики. Он связывает гл. вопрос философии — вопрос об истине и путях ее постижения — с тринитарным догматом (т.е. догматом о триипостасности Бога, единстве Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого) и с идеей консубстанциальности (т.е. идеей внутр. онтологич. связи всех существ). Ф. — представитель филос. софиологии, согл. к-рой София — это «художница при Боге», носительница предвечного творч. замысла, идеального первообраза мира. Понятие Софии завершает космологию Ф., ибо он утверждает метафиз. природу тварного естества не просто как систему идей, а «как Богоданное единство идеальных определений твари». Ф. подчеркивал живое единство космоса, идеальную основу мира, связанную с видимым и невидимым бытием. Осн. тема культ.-истор. воззрений Ф. — отрицание культуры как единого во времени и в пространстве процесса, с вытекающим отсюда отрицанием эволюции и прогресса культуры. Относительно отд. культур Ф. развивал мысль о подчиненности их ритмически сменяющимся типам — ср.-век. и возрожденческому. Признаки субъективного типа возрожденческой культуры: раздробленность, индивидуализм, логичность, статичность, пассивность, интеллектуализм, сенсуализм, иллюзионизм, отвлеченность и поверхностность. Ренессансная культура Европы, согл. Ф., закончила свое существование к началу XX в., и с первых же лет нового столетия можно наблюдать первые ростки культуры нового типа. Признаки объективного типа ср.-век. культуры: целостность и органичность, соборность, диалектичность, активность, волевое начало, реализм, конкретность и самособранность. Свое собств. мировоззрение Ф. представлял как соответствующее стилю рус. Средневековья XIV— XV вв. Осн. законом мира Ф. считал з-н возрастания энтропии, понимаемой им как возрастание Хаоса во всех обл. мира, Хаосу противостоит Логос. Ср.-век. культура, коренящаяся в культе, сознательно борется с человекобожием возрожденческой культуры, несущей в своих глубинах начало Хаоса. «Вера определяет культ, а культ —миропонимание, из к-рого далее следует культура». В столкновении двух типов культуры (возрожденческого и средневекового) были заложены трагические начала жизни и творчества Ф. Соч.: Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в 12 письмах. М., 2003; Имена. М.; Харьков, 1998. Лит.: П.А.Флоренский: Pro et contra. СПб., 1994. М.М.Новикова

  1. павел александрович флоренскийРусский религиозный философ ученый священник и богослов последователь Вл. С. Соловьева. Центральные вопросы его главной работы Столп и утверждение Истины идущая от Соло...100 великих мыслителей
  2. павел александрович флоренскийрус. религ. философ священник и богослов последователь Д. Соловьеве. Центр. вопрос его гл. работы Столп и утверждение истины обоснование истинности правосл. догматики ос...Атеистический словарь II
  3. павел александрович флоренскийПавел Александрович Флоренский гг. религиозный философ ученый Вглядись в явление и увидишь что оно есть шелуха другого глубже его лежащего.Самая видимость чуда уже была...Сводная энциклопедия афоризмов
  4. павел александрович флоренскийПавел Александрович Флоренский гг. религиозный философ ученый Вглядись в явление и увидишь что оно есть шелуха другого глубже его лежащего.Самая видимость чуда уже была...Сводная энциклопедия афоризмов
  5. павел александрович флоренскийПавел Александрович янв. дек. рус. религ. философ ученый с энциклопедич. широтой интересов математик физик искусствовед филолог историк и инженер. Род. в местечке Е...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  6. павел александрович флоренскийрод. янв. Евлах Елизаветопольской губ. ум. Соловки расстрелян рус. религиозный философ ученый священник и богослов последователь В. С. Соловьева. В принял священств...Философский энциклопедический словарь