История и философия науки. Энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВО ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ

понятия, введенные К.Поппером и А.Бергсоном для описания культ.-истор. и полит. систем, характерных для разл. об-в на разных этапах их развития. О.о. — об-во, к-рое характеризуется прогрессивной изменчивостью, связанной с соц. инициативами и духом критики. Данное понятие часто выступает синонимом демократии, сложившейся в середине XX в. в странах Запада. Социол. концепции О.о. квалифицируют его не только как об-во либеральных принципов, но и как об-во, в к-ром сознательно культивируется дух рационального критицизма, свободного обсуждения принимаемых решений и способов их обоснования. О.о. — легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешн. среды, противопоставляется З.о. — догматически авторитарному, неподвижному, застывшему на относительно ранней стадии развития. На Поппера большое влияние оказали идеи Бергсона, к-рый рассматривал З.о. как «об-во, чл. к-рого тесно связаны между собой, равнодушны к остальным людям, всегда готовы к нападению или обороне — словом, обязаны находиться в боевой готовности». В З.о. господствуют «статические» мораль и религия. Здесь все подчинено интересам сохранения рода. Люди руководствуются нерефлектируемыми обычаями, традициями, табу и санкциями. Для З.о. характерны магич. мышление, догматизм и коллективизм. Соц. жизнь в таком об-ве закрепляет привычку для меньшинства командовать, для большинства — подчиняться. Поппер в кн. «Открытое общество и его враги» (1944) показал, что тоталитарные режимы, утвердившиеся в гитлеровской Германии и СССР, явл. «овеществленным» выражением идеи З.о. Опыт тоталитарных режимов свидетельствует о том, что экон. и соц.-полит. основаниями З.о. явл. жестко централизованная экономика, гипертрофированный этатизм, неограниченная власть партийно-государственной номенклатуры. Все это приводит к пренебрежению к чел. личности и ее потребностям, дегуманизации обществ. отношений. На этом противопоставлении строится полит. философия Поппера, а также его философия истории. Развитие цивилизации, согл. Попперу, идет от закрытых к открытым обществ. системам. После распада СССР О.о. с акцентом на свободу, демократию, главенство з-нов и борьбу с тоталитаризмом в значит. степени перестало быть привлекательным в кач-ве организационного принципа. Победил мировой капитализм, опирающийся на рыночные силы. Именно рыночный фундаментализм (идея «лесеферизма», или свободного предпринимательства), по мнению Дж.Сороса, представляет бoльшую опасность для О.о, чем тоталитарная идеология. Сегодня закладываются теор. основы мирового О.о. Лит.: Поппер К. Открытое общество и его враги: В 2 т. М., 1992; Ноттурно М. Враги открытого общества: авторитет, сообщество, бюрократия // Вопр. философии. 1997. № 11; На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия. М., 1998; Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу. М., 1991; Он же. Кризис мирового капитализма: открытое общество в опасности. М., 1999. Л.Г.Скульмовская

  1. общество открытое и закрытоепонятие введенное Поппером для описания культурноисторических и политических систем характерных для различных обществ на разных этапах их развития. Открытое общество дем...Обучение социальному проектированию
  2. общество открытое и закрытоеашы жне жабы оам...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  3. общество открытое и закрытоепонятия введенные К. Поппером для описания культурноисторических и политических систем характерных для различных обществ на различных этапах их развития. Открытое обществ...Человек и общество