История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИММАНУИЛ КАНТ

(1724—804) —нем. философ и ученый, родоначальник классич. нем. идеализма. Род. в Кенигсберге, в семье ремесленника. В 1740—5 гг. учился в Кенигсбергском ун-те, затем в течение 9 лет работал домашним учителем. С 1755 г. —приват-доцент, 1770—801 гг. —проф. Кенигсбергского ун-та. Осн. соч.: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (1770), «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (1783), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790), «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), «К вечному миру» (1795), «Религия в пределах только разума» (1793). В филос. творчестве К. выделяют два периода: «докритический» (1746—0) и «критический» (после 1770). В первый период в его мышлении господствуют материалистич. тенденции, а осн. внимание уделяется вопросам философии природы. В частн., К. разработал космогоническую гипотезу об образовании Солнечной системы из облака материальных частиц на основе сил притяжения и отталкивания. Во второй период К. создает трансцендентальную философию; его позиция, сочетающая в себе субъективный идеализм и материализм, м.б. охарактеризована как дуализм. Согл. К., познание имеет два источника: эмпирич. и априорный. Эмпирич. знание, исходящее из опыта, —это знание единичного и случайного; априорное знание, содержащееся в рассудке, —всеобще и необходимо. К. отвергает учение о врожденности идей, ибо доопытны лишь формы знания, а само его содержание поступает из опыта. Всякое знание имеет форму суждений, к-рые делятся на два вида: 1) аналитич. суждения — поясняющие, их предикаты не добавляют ничего нового к содержанию понятия субъекта; 2) синтетические суждения —расширяющие, направлены на приращение нового знания. Познание, по К., проходит три этапа: чувственность, рассудок, разум. Чувственность —это способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас. Внешн. мир явл. нам через чувственность, к-рая дает эмпирич. содержанию априорные формы ощущений —пространство и время. Вторая способность —это рассудок, к-рый посредством категорий (количества, качества, отношения и модальности) подводит многообразие чувственных представлений под априорные понятия единства. Поэтому мир познаваемых вещей есть продукт нашего сознания. Рассудок выступает в кач-ве законодателя природы, т.е. порождает ее в виде предмета знания. Т.о., в субъективных формах чувственности и самосознания, утверждает К., мы познаем не вещи в себе, а только явления. Такая позиция представляет собой агностицизм. Если рассудок ограничен сферой опыта и достаточно условен, то разум, переходя пределы опыта, имеет характер безусловности. Рассудок дает правила, разум способен создавать единство правил рассудка. Разум направлен не на опыт, а на рассудок, чтобы с помощью понятий априори придать его многообразным знаниям единство. Форма, в к-рой осуществляется синтетическое знание в разуме, К. называет трансцендентальной идеей, выделяя три вида идей: 1) психол., или идею о душе как безусловном единстве всех душевных процессов; 2) космологическую, или идею о мире как единстве; 3) теол., или идею о Боге как безусловной причине сущего. Отсюда им выводятся три рациональных дисциплины: психология, космология, теология (см. Богословие), объектами к-рых выступают душа, мир, Бог. При этом разум, поставив вопрос о безусловности души, мира и Бога, впадает в противоречия, именуемые антиномиями, в к-рых в равной степени м.б. представлены доказательства тезиса и антитезиса. След-но, философия не может познать безусловное, высшее единство мыслящего субъекта, к-рое выступает как гносеологич. идеал, недостижимый для разума. Здесь у К. намечается переход от исследования теор. разума, направленного на познание, к исследованию практ. разума, направленного на волю. Теор. разум не достигает самостоятельности, ибо предмет его дан; практ. разум самостоятелен, ибо человек как моральное существо свободен и поэтому выше всякого з-на природы. В «Критике практического разума» К. отвергает все принципы, к-рые связаны с чувственной природой человека, т.к. в них нет свободы, а есть лишь зависимость. Моральный характер чел. поступка основывается на том, что он совершается с сознанием нравств. з-на, принципом к-рого явл. свобода воли. Эмпирич. воля гетерономна, поск. определяется чувственными вожделениями; целью разумной воли явл. свобода. Отсюда —жесткий нормативизм этики К., к-рая ориентируется на должное. Императив —это правило, содержащее объективное принуждение к поступку опред. типа; существует два его осн. вида: 1) гипотетический, зависимый от условий и изменчивый; 2) категорический, необходимо безусловный. Различие между ними состоит в их мотивах. Согл. К., нравственно то поведение, к-рое ориентировано на категорический императив: «Поступай согл. такой максиме, к-рая в то же время сама может стать всеобщим з-ном». В «Критике способности суждения» К. сводит прекрасное к «незаинтересованному» удовольствию, доставляемому созерцанием эстетич. формы предмета. Эстетич. удовольствие отличается от просто приятного, к-рое испытывают в чувствах, и доброго, к-рое испытывают в моральных отношениях. Высшим видом иск-ва К. объявил поэзию, края возвышается до изображения идеала. В философии истории он отстаивал идею прогресса человечества, поставил проблему противоречий в соц.истор. развитии, источником к-рых выступают конфликты между людьми. Полагал, что гл. целью человечества явл. достижение всеобщего правового гражд. состояния, а в перспективе —всеобщего морального состояния. Идеалом гос. устройства К. считал республиканский строй, основанный на разделении властей и соблюдении прав и свобод граждан, хотя полагал, что гос-во должен возглавлять монарх. К. сформулировал принцип примата морали над политикой, выдвинул проект всеобщего вечного мира между народами и гос-вами. Соч.: Соч.: В 6 т. М., 1963—966; Трактаты и письма. М., 1980. Лит.: Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999; Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII —начала XIX в. М., 1989; Ойзеpман Т.И., Наpский И.С. Теория познания Канта. М., 1991; Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам. М., 1994; Gerhardt V., Kaulbach F. Kant. Darmstadt, 1979; H?fe O. Immanuel Kant. M?chen, 1983. Р.А.Бурханов

  1. иммануил кантНемецкий философ родоначальник немецкой классической философии. В годы разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности В...100 великих мыслителей
  2. иммануил кантнем. философидеалист. Его учение носит двойств характер. Важное положит значение имеют отстаиваемый им взгляд что вне и независимо от нашего сознания существует объективн...Атеистический словарь II
  3. иммануил кантнемецкий философ основоположник критической философии Кенигсберг там же . Его жизнь бессобытийна и целиком посвящена исследованиям преподаванию и размышлению. Он никогд...Сверхкраткий философский словарь
  4. иммануил кантИммануил Кант гг. философ Дайте человеку все чего он желает и в ту же минуту он почувствует что это все не есть все.Для мужчины нет ничего более обидного чем обозвать ег...Сводная энциклопедия афоризмов
  5. иммануил кантнемецкий философ и ученый родоначальник немецкой классической философии основатель критического или трансцендентального идеализма. Автор трех Критик разума Критики чистог...Словарь-справочник по философии
  6. иммануил кантнемецкий философ. Всю жизнь прожил в Кенигсберге. В его философии различают периода докритический до г. и критический. В первый период разрабатывал космогоническую карт...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  7. иммануил кантKant Иммануил апр. февр. нем. философ родоначальник нем. классич. идеализма. Род. в г. Кенигсберге ныне Калининград. Окончив Кенигсбергский унт стал домашним учите...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. иммануил кантнем. философ и ученый родоначальник нем. классического идеализма. Родился учился и работал в Кенигсберге ныне Калининград где был в доцентом а в профессором унта. К. ос...Философский энциклопедический словарь