История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИММАНЕНТНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ

(нем. immanent, transcendent, от лат. immanentis — пребывающий в ч.-л., свойственный ч.-л.; transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникшие в зап.-европ. ср.-век. схоластике понятия. Схоластика различала И. и Т. причины и действия: первые существуют в самих объектах, а вторые находятся за пределами их наличного бытия. К ним относились, прежде всего, предметы религ. и метафизич. познания. Осуществив Коперниковский переворот, Кант придал этим терминам антропологич. и гносеологич. значение. И. — значит опытное, эмпирич., обусловленное чувственным восприятием; то, на что направлено применение трансцендентальных принципов познания. В «Критике чистого разума» это понятие обозначает: 1) явления как субъективные представления; 2) сферу нашего опыта; 3) предметы чел. чувственности; 3) продукты категориального синтеза рассудка; 4) такие понятия разума, применение к-рых не выходит за рамки опыта; 5) методы, к-рые определяются самим предметом исследования. Т.о., И. — это совокупность конкретных чел. опытов, к-рые в трансцендентальной взаимосвязи образуют способное безгранично расширяться поле чел. познания и практики (см. Деятельность). И., по Канту, противопоставляется как Т., так и трансцендентальному. Т. — это сверхопытное, т.е. выходящее за пределы опыта и его возможностей. Это: 1) вещи в себе как материальные объекты, к-рые аффицируют нашу чувственность, хотя процесса отражения при этом не происходит; 2) всякий в принципе непознаваемый предмет, символ непознанной части объекта; 3) граница нашего опыта; 4) духовные объекты вне сферы опыта и трансцендентальных принципов разума (напр., Бог, свобода и бессмертие); 5) сфера идеалов как недостижимых во всей полноте целей и ценностных устремлений субъектов (в частн., совершенное правовое и моральное устройство); 6) такие понятия разума, применение к-рых сверхчувственно и выходит за рамки опыта (напр., космологические идеи чистого разума Кант называет «трансцендентными понятиями природы»); 5) методы, применение к-рых направлено за пределы опыта. Т. м.б. выявлено только в процессе трансцендирования, поск. граница Т. есть в то же время и граница И. Тем самым происходит расширение границ опыта как сферы приложения сущностных характеристик человека. В совр. философии под И. зачастую понимается то, что атрибутивно вещи, внутренне присуще явлению или процессу; то, что в познании остается внутри границ возможного опыта, а под Т. — то, что «запредельно», выходит за рамки возможного опыта; то, что недоступно эмпирич. и рациональному познанию и практике. Лит.: Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1964. Т. 3; Кант И. Критика практического разума // Там же. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994; Бурханов Р.А. Трансцендентальная философия Иммануила Канта. Екатеринбург; Нижневартовск, 1999; Тевзадзе Г.В. Иммануил Кант: Проблемы теоретической философии. Тбилиси, 1979; Франк С.Л. Непостижимое // Соч. М., 1990; Eisler R. Transzendent // Eisler R. Kant-Lexikon. Nachschlagewerk zu Kants S?mtlichen Schriften / Briefen und handschriftlichem Nachlass. Berlin, 1930; H?ffe O. Immanuel Kant. M?nchen, 1983; Prauss G. Kant und das Problem der Ding an sich. Bonn, 1974. Р.А.Бурханов

  1. имманентное и трансцендентноефилософские категории выражающие некоторые аспекты двух более общих категорий внутреннее и внешнее. Имманентное от лат. immanentis пребывающий в чемлибо свойственный чему...Новая философская энциклопедия
  2. имманентное и трансцендентноеот лат. transendens перешагивающий выходящий за пределы и immanens свойственный чемулибо. . Синонимы внешнего и внутреннего. . И. находящееся внутри человеческого созн...Философские категории