История и философия науки. Энциклопедический словарь

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ИЛЬИН

(1883—1954) — рус. религ. философ, лит. критик, теоретик «христ. культуры», публицист и обществ. деятель; политолог-консерватор и историк философии, написавший одну из важнейших в гегелеведении моногр. «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека». Внес значит. вклад в историю и методологию философии, теорию познания, этику, философию права и литературоведение. Его творч. наследие огромно: ок. 30 кн., неск. сотен статей, писем и т.д. Помимо собств. филос. проблем у И. преобладают темы, непосредственно связанные с нац. и мировой культурой. Это, прежде всего, тема общего кризиса совр. цивилизации, связанного, по его мнению, с повсеместным распространением безбожия; темы семьи и отечества как гл. «колыбелей», в к-рых осознает себя и формируется полноценная чел. личность; унаследованная от Гегеля тема сильного монархического гос-ва как важнейшего продукта и необходимого условия обществ. существования. Гос-во, по И., есть союз людей, основанный на однородности духовной жизни, совместности духовного творчества и общности духовной культуры. Гос-во и политика живут правосознанием народа, направленным на достижение единой, общей для всех людей цели — осуществления естественного права. Кн. «О монархии и республике» стала энциклопедией царств и республик, правовых норм, обычаев и традиций, монархич. и республиканских «предпочтений». Тревога за судьбу России (из к-рой И. был выслан в 1922 г.), размышления о ее будущем составляют неотъемлемую часть всего его творчества. Как последовательный гегельянец и «государственник» И. открыто выступил против толстовской проповеди «непротивления злу насилием», за эффективную и жесткую гос. власть в работе «О сопротивлении злу силою» (1925). Ни рус. философия, ни тем более лит-ра, ни отеч. истор. опыт, отмечал И., не дали однозначного ответа на вопрос о духовной допустимости и необходимости для правосл. человека сопротивления злу посредством физ. понуждения и пресечения; лишь революция и гражд. война в России высветили всю пагубность подобного непротивленчества. И. вернул соц.-этич. теме религ. измерение, считая, что непротивление злу означает приятие зла — «допущение его в себя и представление ему свободы, объема и власти», несопротивляющийся «сам разламывает стены своего духовного кремля; сам принимает тот яд, от действия к-рого размягчаются кости в организме». Отказ от борьбы со злом есть добровольная сдача в плен Антихриста. Гл. сопротивление злу должно быть внутренним — растворение и преображение злого чувства явл. целью этой борьбы и знаменует конечную победу над злом. Вместе с тем и само сопротивление злу посредством физ. насилия остается делом благим, праведным и должным. Однако оно не может вести к праведности и святости — такое насилие уже само по себе есть «негреховное совершение неправедности», преграждающее путь всеобъемлющему злу. И. не проповедует «святой» или «праведный» меч —война есть несомненное зло, но порой «неучастие» в нем ведет к торжеству зла куда большего. Поэтому толстовская проповедь непротивленчества и рус. либеральная идеология подвергались критическому разбору как «ереси», из-за к-рых оказались возможны развал рос. государственности и утрата в ней волевого начала. Важнейшей частью культурол. наследия И. стали его работы по истории и теории рус. иск-ва, гл. обр. лит-ры. Здесь он выступает как приверженец классики, максимальной этич. и эстетич. самовзыскательности художника, как противник любых проявлений разрушительного «большевизма в иск-ве». Соч.: Собр. соч.: В 10 т. М., 1993—1995; Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994. М.М.Новикова

  1. иван александрович ильинРелигиозный философ правовед публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и ...100 великих мыслителей
  2. иван александрович ильинфилософ общественный деятель. Профессор Московского университета. В г. выслан из Советской России. Преподавал в Русском научном институте в Берлине. В г. избран членомк...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  3. иван александрович ильинрод. марта Москва ум. дек. Цюрих рус. мыслитель религиозный философ теоретик государства и права представитель рус. неогегельянства. В своем наиболее значительном т...Философский энциклопедический словарь