История и философия науки. Энциклопедический словарь

ЖАНЖАК РУССО

(1712—1778) — фр. философ, полит. мыслитель и писатель. Род. в Женеве, в семье часовщика. В 16 лет покинул родину, скитался, сам зарабатывал на жизнь. В 1741 г. перебрался в Париж, где сблизился с просветителями. В 1750 г. получил премию Дижонской академии. С 1762 г. жил в Пруссии, Швейцарии и Англии, в 1767 г. вернулся во Францию. Осн. соч.: «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). В своей соц.-филос. концепции Р. исходил из т.н. «гипотетического» естественного состояния. Вначале люди жили в состоянии «прекрасной дикости», они были равны, свободны и независимы. С появлением частной собственности возникает первая форма соц. неравенства — между богатыми и бедными. Стремясь защитить свое привилегированное положение, богатые убедили бедных заключить обществ. договор и учредить гос-во. Это привело к появлению второй формы соц. неравенства — между правителями и управляемыми. Правители стали считать себя собственниками гос-ва, а сограждан — своими рабами. Так возникла третья форма соц. неравенства — между господами и рабами. Полит. неравенство повлекло за собой гражданское неравенство. Для преодоления неравенства между людьми, утверждает Р., необходимо заключить новый обществ. договор и создать гос-во, способное обеспечить всем свободу и равенство. В основе такого соглашения лежит общая воля. Р. подчеркивает отличие «общей воли» от «воли всех»: первая имеет в виду общие интересы, а вторая — интересы частные. Отд. человек, передавая в общее достояние свои естественные права, становится частью полит. организма (гос-ва, суверена, державы) и «общей воли» как его высшей власти. Чл. ассоциации в совокупности получают имя «народа», а в отдельности называются «гражданами» (как участники верховной власти) и «подданными» (как подчиняющиеся з-нам гос-ва). Тем самым индивид: 1) теряя естеств. свободу, получает свободу гражданскую; 2) отказываясь от естеств. права захватывать все, получает право собственности; 4) вместо естеств. равенства приобретает равенство правовое и нравств. Верховная власть в таком гос-ве принадлежит всему народу. Нар. суверенитет неотчуждаем, неделим и имеет абсолютный характер, т.к. полит. организм обладает неограниченной властью над всеми его чл. Народ может даже, упразднив обществ. договор, вернуться в естеств. состояние. Р. выделяет две формы правления: 1) республика — гос-во, управляемое з-нами; 2) деспотия — госво, управляемое правителем, поставившим себя выше з-нов. Наряду с законодательной властью в гос-ве существует исполнительная власть, к-рая принадлежит правительству. В зависимости от числа лиц м.б. демокр., аристокр. и монархическое правительство. Р. предлагал равномерно распределить частную собственность между гражданами в размерах, необходимых для жизни. Благодаря этим идеям он считается одним из родоначальников полит. радикализма (см. Радикализм политический) и вдохновителем Фр. революции 1789—94 гг. Философия культуры Р. замыкает развитие просветительской мысли; он одним из первых противопоставил культуру цивилизации, утверждая, что естеств. простота нравов и гармония человека с природой разрушаются просвещением и образованием. Для культ.-антропологич. воззрений Р. также характерно противопоставление «естеств. человека» человеку цивилизованному. Соч.: Избр. соч. М., 1961. Т. 1—3; Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998. Лит.: Бурханов Р.А., Руденкин В.Н. История политических и правовых учений: от Античности до Нового времени. Нижневартовск, 2007; Дворцов А.Т. Ж.Ж.Руссо. М., 1980; Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западно-европейская философия XVIII в. М., 1986; Леви-Стросс К. Руссо — отец антропологии // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. С. 19—28; Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб., 1999. Р.А.Бурханов

  1. жанжак руссоФранцузский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиции деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Выдвинул лозунг Назад к природе!. ...100 великих мыслителей
  2. жанжак руссофранц. просветитель идеолог революц. буржуазии в. сторонник деизма. Подверг критике религ. догматику и политику духовенства отвергал церк. учение о сотворении богом прир...Атеистический словарь II
  3. жанжак руссоодин из самых видных представителей французского Просвещения. Он родился в Швейцарии в Женеве. Отец его был ремесленникомчасовщиком мать умерла при рождении сына. Отец от...Великие философы
  4. жанжак руссофранцузский писатель и философ Женева Эрменонвиль . Прожил довольно беспокойную жизнь. Был выходцем из семьи французских гугенотов эмигрировавших в г. Мать умерла при ...Сверхкраткий философский словарь
  5. жанжак руссоЖанЖак Руссо гг. писатель и философ Люди будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте таким для всех состояний для всех возрастов для всего что не чуждо человеку.Лишь в...Сводная энциклопедия афоризмов
  6. жанжак руссофранцузский философпросветитель писатель композитор теоретик искусства. Активный сотрудник Энциклопедии. Наиболее известные философские произведения Рассуждение о происхо...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  7. жанжак руссоRousseau июня июля франц. политич. мыслитель революц. демократ философ реформатор педагогики писатель драматург композитор теоретик исква. Род. в Женеве в семье час...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. жанжак руссопредставитель демократического крыла фр. Просвещения философ социолог и эстетик один из теоретиков педагогики. В вопросах мировоззрения Р. придерживался деизма. Наряду с ...Философский энциклопедический словарь
  9. жанжак руссодив. Руссо ЖанЖак...Філософський енциклопедичний словник