История и философия науки. Энциклопедический словарь

ДЖОН ЛОКК

(1632—1704) — англ. философ, психолог, полит. мыслитель, педагог; один из осн. представителей философии сенсуализма и основоположник теории полит. либерализма. Род. в семье богатого адвоката-пуританина; учился в Вестминстерской шк. (1642—52), затем — в Оксфордском ун-те (1652—56), где получил степень магистра медицины (1658); чл. Лондонского королевского об-ва (1668), в 1669 г. избран его секретарем. В Оксфорде Л. сблизился с представителями науч.филос. эмпиризма (Р.Бойль, Р.Лоуи, Дж.Уилкинс), общение с к-рыми повлияло на все его творчество. В 1667—72 гг. служил врачом и учителем в доме графа Шефтсбери (друга и покровителя Л.); в 1672— 75 гг. и в 1679—83 гг. был секретарем лордаканцлера Англии. В 1675—79 гг. Л. жил в эмиграции во Франции, в 1683—89 гг. — в Голландии; принимал активное участие в событиях Англ. революции 1688—89 гг., после чего до самой смерти занимал разл. гос. и науч. посты. Осн. соч.: «Опыты о законе природы» (1660—64, опубл. 1954), «Опыт о веротерпимости» (1667), «Трактат о медицинском искусстве» (1669), «Послания о веротерпимости» (В 4 кн. 1689—1703), «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Два трактата о политическом правлении» (1690), «Мысли о воспитании» (1693), «Разумность христианства» (1695). Собр. соч. Л. в 10 т. издавалось в 1801 и 1810 гг. (Works. L., 1801, 1810. Vol. 1—0); в XX в. была опубл. его переписка (The Correspondence of John Locke. Oxford, 1976—982. Vol. 1—). Сфера науч. интересов Л. обширна —медицина, химия, экономика, политика, право, педагогика, психология и физиология, религия и веротерпимость; но наибольшее значение имели его филос. идеи, системно изложенные в «Опыте о человеческом разуме». Гл. из них — принципиальная формула сенсуализма: «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувственных ощущениях» (лат. «Nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in sensu»). Л. отвергает к.-л. исходное содержание чел. разума (в частн. «врожденные идеи» Декарта), определяя его состояние в момент рождения человека как «tabula rasa» («чистая доска»). Идеи возникают либо в результате физ. воздействия объектов внешн. мира на органы чувств («простые идеи ощущения») и последующей ассоциации отд. ощущений в контаминированные образы («сложные идеи ощущения»), либо в результате рефлексивной деятельности сознания («рефлексивные идеи»). Пытаясь преодолеть существующее еще с Античности сомнение в объективности чувственного познания, Л. вводит различение первичных и вторичных качеств вещей. Первичные кач-ва явл. атрибутивными свойствами самой вещи (форма, масса, размеры, хим. состав, абсолютная температура, движение или покой) и воспринимаются всеми людьми одинаково, что позволяет точно измерить их. Вторичные кач-ва возникают в процессе взаимодействия вещи и органов чувств (цвет, вкус, относительная температура и др.), что делает их восприятие субъективным. Знание, основанное на эмпирич. наблюдении и измерении первичных кач-в, явл. точным и составляет основу теор. естествознания; однако оно не явл. исчерпывающим, т.к. данные непосредственного опыта — лишь материал для последующих ассоциативно-рефлексивных операций, посредством к-рых формируется адекватное теор. знание действительности. Филос. идеи Л. послужили базисом как для натуралистич. материализма фр. просветителей, так и для субъективноидеалистич. учений Беркли и Юма. В обл. полит. философии Л. — один из гл. представителей теории естеств. права и обществ. договора (см. Естественное право); его важнейшей заслугой было обоснование принципа разделения властей на законодательную и исполнительную (последняя включала в себя судебную власть_______). Пед. учение Л. считается фундаментом классич. гуманистич. пед. теории, предполагавшей активное взаимодействие обучаемого и педагога с целью всестороннего развития личности на основе сочетания практ. и теор. аспектов образования. Соч.: Соч.: В 3 т. М., 1985—1988; Педагогические соч. М., 1939; Мысли о воспитании. Об управлении разумом // Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1989. Лит.: Гайдамака В.П. Концепция первичных качеств и формирование научной картины мира в естествознании XVII в. // Вестн. МГУ. Сер. Философия. 1980. № 3; Заиченко Г.А. Локк. М., 1988; История философии. Запад— Россия—Восток: В 3 т. М., 1995. Т. 2; Нарский И.С. Философия Джона Локка. М., 1960. Е.В.Гутов

  1. джон локкАнглийский философ основатель либерализма. В Опыте о человеческом разуме разработал эмпирическую теорию познания. Социальнополитическая концепция Локка опирается на есте...100 великих мыслителей
  2. джон локкангл. философ. Критиковал теорию врожденных идей и прежде всего идею бога видя в последней плод воспитания осуществляемого в интересах тех кто желал бы властвовать от его...Атеистический словарь II
  3. джон локканглийский философ Рингтон Соммерсет Отс Эссекс . Сын юриста. Среднее образование получил в Лондоне в Вестминстере затем поступил в Оксфордский университет. Интерес к р...Сверхкраткий философский словарь
  4. джон локкДжон Локк гг. философ и политический деятель Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей если он дает волю какойлибо собственной страсти и бесплодным...Сводная энциклопедия афоризмов
  5. джон локкгг. английский философ. Разработал эмпирическую теорию познания и идейнополитическую доктрину либерализма. В центре философии Локка теория познания развитая в традиции ...Словарь-справочник по философии
  6. джон локканглийский философпросветитель. Главное произведение Опыт о человеческом разуме. Душа человека с момента рождения наподобие чистой доски tabula rаза которая при жизни че...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  7. джон локканглийский политический деятель и философсенсуалист от лат. чувство соединяющий в своем учении эмпиризм и рационализм. Родился в семье офицера служившего в армии Кромвеля...Философия науки и техники
  8. джон локкавг. окт. англ. просветитель философ основоположник материалистич. сенсуализма первый в философии нового времени систематически разрабатывавший теорию познания как с...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  9. джон локкрод. авг. Рингтон близ Бристоля ум. окт. Отс Эссекс англ философ психолог педагог. Главный представитель эмпиризма теорию познания строил на основе психологической ...Философский энциклопедический словарь
  10. джон локкдив. Локк Джон...Філософський енциклопедичний словник