История и философия науки. Энциклопедический словарь

БОДРИЙЯР ЖАН

(1929— 2007) — фр. философ и социолог, представитель постмодернизма в соц.-гуманит. знании. Проф. социологии Парижского ун-та. Осн. соч.: «Система вещей» (1968), «К критике политической экономии знака» (1972), «Зеркало производства» (1973), «Символический обмен и смерть» (1976), «В тени молчаливого большинства, или Конец социального» (1978), «О соблазне» (1979), «Симулякры и симуляции» (1981), «Фатальные стратегии» (1983), «Прозрачность зла» (1990), «Совершенное преступление» (1995), «Пароли. От фрагмента к фрагменту» (2000). В ранних работах стремился создать новый соц.-теор. синтез на основе идей марксизма, психоанализа и лингв. структурализма. По Б., теория языка дополняет соц.-экон. анализ об-ва, произведенный К.Марксом; критика оппозиции «означающее — означаемое» (Ф. де Соссюр) отражается в критике оппозиции потребительной и меновой стоимости, давая в результате интегральную критику «политэкономии знака». Позднее Б. рассматривает ее уже не как развитие марксизма, а как новую критическую и методол. платформу, поск. все осн. элементы марксистской соц. теории есть зеркальное отражение критикуемого ею буржуазного об-ва. Однако соц.-истор. подход Маркса к анализу культ. феноменов м.б. сохранен и применен к теориям структурной лингвистики (Ф. де Соссюр) и семиологии (Р.Барт), недостатком к-рых явл. отсутствие истории развития способов обозначения. Вопреки принципу синхронизма, принятому в классич. структурализме, Б. считает, что непосредственный символич. обмен присущ только архаичному об-ву, а с эпохи Возрождения начинается «эра знаков», когда символич. коды становятся относительно независимы от соц. референтов. Этот процесс нарастает вплоть до конца XX в., когда такая независимость становится полной. С конца 1970-х гг. Б. обращается к диагностике состояния «пост-» в соц. системе, полит. и идеологич. практиках, моральнорегулятивной сфере, иск-ве. Напр., в кн. «Забыть Фуко» (1977), критикуя популярную в альтернативной социологии концепцию «подавления сексуальности» в классич. буржуазном об-ве, он утверждает, что совр. об-во вошло в стадию «транссексуальности», когда соответствующие практики утрачивают эмоционально-личностную мотивацию и становятся элементом универсального «знакового потребления», т.е. сексуальная активность индивида есть такой же симулякр, как его экон., полит., культ. деятельность. С начала 1990-х гг. исследования Б. направлены на анализ разл. проявлений «конца социального» в совр. об-ве. Модификации филос. интересов и воззрений Б. представлены им самим в кн. «Пароли. От фрагмента к фрагменту». Соч.: Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10; Фрагменты из книги «О соблазне» // Иностр. литература. 1994. № 1; О совращении // Ad Marginem’93. М., 1994; Система вещей. М., 1995; Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. М.; СПб., 1999; В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000; Прозрачность зла. М., 2000; Забыть Фуко. СПб., 2002; Символический обмен и смерть. М., 2006; Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург, 2006; К критике политической экономии знака. М., 2007. Лит.: Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна. М., 2002. Е.В.Гутов

  1. бодрийяр жанН французский философ но больше социолог культуролог. Преподавал в Парижском университете читал лекции в Европе США. Австралии. Он не просто работал в сфере постмодернис...Философия науки и техники