История и философия науки. Энциклопедический словарь

БОГОСЛОВИЕ, ТЕОЛОГИЯ

совокупность систематизированных, логически обоснованных и адаптированных к изменяющимся культ.-истор. обстоятельствам учений религ. характера. Ранний вариант Б. сложился в позднеантич. философии, где оно выступало в букв. смысле как «учение о боге (богах)», не получив распространения из-за слабой разработанности религ. догматики и отсутствия единой религ. организации. В индуистской и буддистской традициях Б. тождественно философии. Развитие Б. в собств. смысле происходит в монотеистических религиях (иудаизм, христианство, ислам), заинтересованных в адаптации исходных религ.мифол. представлений к догматическому вероучению и в системном истолковании идей Св. Писания (Ветхий и Новый Заветы, Коран) в свете развивающийся церковной практики. Наибольшее развитие Б. получило в христ. традиции. В христ. Б. выделяются дисциплинарные отрасли: догматическое Б. (систематизация и комментирование вероучения, история догматов), апологетика (защита и обоснование вероучения), экзегетика (толкование Св. Писания и авторитетных богословов), история церкви, гомилетика (теория и практика проповеднической деятельности), каноническое Б. (теория церковного права), моральное Б. и др. В силу конфессиональной дифференциации христианства, его Б. делится на раннехрист. (патристика), католич., правосл. и протестантское (последнее явл. наиболее разнообразным и динамичным). По методол. основаниям Б. принято делить на мистическое (основанное на примате веры или личного мистич. опыта) и схоласт. (рационализированное комментаторское Б.; получило распространение только в католицизме). Во всех монотеистических религиях наиболее авторитетные богосл. учения сведены в канонические сборники: Священное Предание в христианстве (признается только католицизмом и православием), Талмуд в иудаизме, Сунна в исламе (признается только суннизмом). Несмотря на свой ненауч. характер, Б. сыграло опред. роль в сохранении науки и философии антич. мира в ср.-век. период; начиная с XVII в. взаимодействие науки, философии и Б. происходит в религ.-филос. учениях, носящих неканонический (часто и внеконфессиональный) характер. Ряд науч. и филос. терминов восходит к категориям католич. Б. (трансцендентальный, трансцендентный, эссенциальный, экзистенция и др.). В ср.век. ун-тах Зап. Европы (с XII в.) степень «д-р Б.» фиксировала высшую квалификацию ученого; богосл. ф-ты и каф. контролировали исследовательскую и преподавательскую деятельность на предмет соответствия догматам и канонам офиц. религии. Со второй половины XIX в. в европ. странах Б. утрачивает статус университетской дисциплины, богосл. образование отделяется от светского; позднее всего это происходит в Австро-Венгрии, Германии и России (1917—1918 гг.), где господствующие церковные организации находились под эгидой гос. власти. Лит.: Гарнак А. История догматов // Раннее христианство: В 2 т. М., 2001. Т. 2; Исаев С.А. Теология смерти бога. Очерки протестантского модернизма. М., 1991; Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994; Мистическое богословие. Киев, 1991; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. Е.В.Гутов

  1. богословие теологиягреч. theos бог и logos учение учение о боге система обоснования и защиты религ. учений о боге его качествах признаках и свойствах комплекс доказательств истинности дог...Атеистический словарь
  2. богословие, теологиягреч. theos бог и logos учение учение о боге система обоснования и защиты религ. учений о боге его качествах признаках и свойствах комплекс доказательств истинности до...Атеистический словарь II
  3. богословие теологиягреч.Бог учение букв. учение о Боге система раскрытия обоснования и защиты религиозных учений о Боге его признаках и свойствах а также совокупность церковных дисциплин из...Евразийская мудрость от А до Я