История и философия науки. Энциклопедический словарь

АНРИ БЕРГСОН

(1859—1941) — фр. философ, один из осн. представителей философии жизни. Проф. Коллеж де Франс (с 1900), чл. Фр. академии (с 1914 г.); лауреат Нобелевской премии в обл. лит-ры (1927 г.). Осн. соч.: «Материя и память» (1896), «Творческая эволюция» (1907), «Длительность и одновременность» (1922), «Два источника морали и религии» (1932), «Мысль и движение» (1934). Идеи Б. повлияли на мн. совр. мыслителей (Ж.Батай, М.Блондель, Р.Генон, У.Джеймс, П.Тейяр де Шарден, А.Тойнби, М.Шелер) и писателей (Г.Д’Анунцио, Дж.Джойс, М.Пруст и др.). В ранних работах выдвинул проект «позитивной метафизики», к-рая должна преодолеть односторонний рационализм традиц. метафизики и узкий эмпиризм позитивистской философии, опираясь на «непосредственный опыт сознания», соотнесенный с абсолютным. Гносеологич. позиция Б. — интуитивизм, обоснованный различением абстрактного времени и «длительности»: длительность — основа всех душевно-сознательных процессов, конкретное и насыщенное переживание жизни как свободы посредством интеллектуальной интуиции. Интуитивный (свободно-синтетический) метод познания противостоит логич. (формально-аналитич.), являясь соединением прошлого и будущего, творч. становлением, результирующие формы к-рого непредсказуемы. «Чистый интеллект», вырастающий из телесных функций и физиол. восприятия, приспособленный к «схематическому порядку вещей», не может дать реальное представление о них, тогда как интуиция, будучи конкретным тождеством познающего субъекта и предмета познания, достигает этой конкретной реальности. В кн. «Творческая эволюция» Б. выстраивает эволюционную модель онтологии. В критике механистич. и телеологических интерпретаций эволюционизма он опирается на метафизику всеединства Плотина, рассматривая развитие жизни как результат первичного жизненного порыва (?lan vital), к-рый сохраняется и модифицируется во всех живых формах. Становление жизни аналогично деятельности сознания, оно есть непрерывный поток творч. созидания новых форм, самореализации «импульса свободы» в разл. вариациях. Эволюция происходит в трех расходящихся направлениях — растительный, животный, чел. миры, к-рые самоутверждаются через развитие специфического «органа свободы»: хлорофилла у растений, инстинкта у животных, интеллекта у человека. Человечество может целенаправленно культивировать свой интеллектуально-творч. потенциал, активизируя и направляя эволюционное движение (см. Активная эволюция). Движущей силой эволюции явл. не цивилизационно-техн. процесс, порождающий и воспроизводящий односторонне-рациональный интеллект, а интегративное движение к синтезу конструктивной рациональности и интуитивно-инстинктивного (внерационального) мышления. Это и синтез локальных культ. традиций — рациональнотехн., «экстравертной» культуры Запада и иррационально-мистической, «интровертной» культуры Востока. В кн. «Два источника морали и религии» Б. разрабатывает соц.-этич. и религ.-культурологич. концепции, исходя из типологии открытого и закрытого об-ва. Здесь ориенталистские и неоплатоновские мотивы осмыслены в духе христ. мистицизма. Закрытое об-во нацелено на воспроизводство соц. и организационной стабильности, сохранение целостности рода, выравнивание диспропорций; ему присуща «статическая» культ. система. Гл. функция «статической морали» — подавление индивидуального бунта, разрушающего тотально-родовую солидарность; «статическая религия» также направлена на борьбу с эгоцентризмом и индивидуализмом, представляя собой жестко догматичное «уставное» начало культуры. Инстинкт соц. солидарности, функционируя в ограниченных сферах — семейной, этнической, государственной, неизбежно провоцирует вражду и войны. Закрытые об-ва делятся на естеств. (архаичные), для к-рых органичны монархические и олигархические формы полит. власти, и искусств. (совр.), характеризующиеся военно-идеологич. авторитаризмом в политике и эгалитаризмом в соц.-экон. сфере. Открытое об-во характеризуется «динамической» культ. системой, к-рая воплощает любовь к человечеству. «Динамическая мораль» реализуется в избр. личностях, чья жизнь есть постоянное самосовершенствование; этот путь связан с интуитивно-мистическим самосознанием и равнозначен трансцендированию, обожению личности, о к-ром говорят мистики. Это движение нравств. элиты открытого об-ва и есть высшая стадия реализации «жизненного порыва» в рамках социокульт. системы. Открытое об-во тяготеет к демокр. полит. организации, т.к. демократия наиболее удалена от естеств. «самодовлеющей замкнутости» и как таковая воплощает «евангельскую сущность». Однако рационально-прагматическое конструирование демокр. системы недостижимо, поск. она есть неопределимый идеал. Закрытые об-ва исторически обречены, в то время как открытые выражают саму суть социокульт. эволюции. Идеи Б. повлияли на развитие таких направлений совр. философии, как католич. модернизм, персонализм, традиционализм, экзистенциализм. Соч.: Соч.: В 4 т. М., 1992—1996; Два источника морали и религии. М., 1994. Е.В.Гутов

  1. анри бергсонОн родился в Париже в семье польского музыканта и материирландки и стал одним из самых известных философов своего времени. Воззрения Бергсона на время эволюцию память сво...100 великих евреев
  2. анри бергсонФранцузский философ представитель интуитивизма и философии жизни. В году удостоен Нобелевской премии по литературе как блестящий стилист. Основные сочинения О непосредс...100 великих мыслителей
  3. анри бергсонфранц. философидеалист представитель интуитивизма и философии жизни. В своих трудах Б. критиковал рационализм вв. и совр. науки. В религии видел оборонительную реакцию п...Атеистический словарь II
  4. анри бергсонБергсон Bergson Анри французский философ представитель интуитивизма и философии жизни. Бергсон является одним из первых философов пытавшихся интегрировать в едином фило...Время как объективно-субъективный феномен
  5. анри бергсонАнри Бергсон выдающийся французский философ психолог писатель родился октября г. в Париже где с по г. учился в лицее получив прекрасное классическое образование. В г. ...История философии. Книга третья. Философия XIX — XX вв.
  6. анри бергсонфранцузский философ Париж . Блестяще окончив школу был принят в Высшую нормальную школу в возрасте лет а в лет уже был доктором филологических наук. Преподаватель в Ко...Сверхкраткий философский словарь
  7. анри бергсонАнри Бергсон гг. философ Было бы так же нелепо отказать в сознании животному потому что оно не имеет мозга как заявить что оно не способно питаться потому что не имеет ж...Сводная энциклопедия афоризмов
  8. анри бергсонBergson Анри окт. янв. франц. бурж. философидеалист. Проф. Коллеж де Франс член Франц. академии . Лауреат Нобелевской премии по литре . В своей первой работе Непос...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  9. анри бергсонфр. философидеалист представитель версии интуитивизма выступавшей под названием философии жизни. С проф. Коллеж де Франс с член Фр. академии. В учении Б. использованы...Философский энциклопедический словарь