История и философия науки. Энциклопедический словарь

АКТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

интегральное развитие природы, об-ва и человека, определяющим фактором к-рого явл. сознательно организованная деятельность людей. Идея А.э. опирается на два осн. принципа: 1) универсальный, объективный и закономерный характер эволюционных процессов, их сущностная однородность; 2) качеств. изменение эволюционного процесса под влиянием антропогенных факторов (как правило, трансформация стихийного развития в сознательно направленное). В истории филос. мысли предпосылками этой идеи явл.: учение Аристотеля о целевой причине и энтелехийном кач-ве становления; спекулятивная символика христ. мистики обожения (Псевдо-Дионисий, Августин, Эриугена); антропософские идеи ренессансных неоплатоников; ранние соц.-техн. утопии (Т.Кампанелла, Ф.Бэкон и др.). Развитие естествознания в XVIII—XIX вв. позволяет ввести идеи А.э. в иной контекст, нежели антропософский мистицизм или спекулятивный рационализм. Таким контекстом явл. принципы материального единства мира и универсальной взаимосвязи з-нов неживой и живой природы. Важнейший вклад в этот процесс внесли естествоиспытатели-систематики (Ж.Л.Л.Бюффон, Ж.Кювье, А.Лавуазье, Ж.Б.Ламарк, К.Линней, М.В.Ломоносов и др.) и философы натуралистич. направления (Ж.Л. д’Аламбер, К.А.Гельвеций, Э.Б.Кондильяк, М.Ж.А.Кондорсе и др.). В диалектич. учениях XVII—XIX вв. (Г.В.Лейбниц, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, Ф.В.Й.Шеллинг, И.Г.Гердер) дано интегральное осмысление идей А.э. в рамках идеи несовпадения наличного бытия человечества с его истинной целью, к-рое преодолевается осознанием ест.-истор. необходимости и ее реализацией в культ.-истор. процессе. Во второй половине XIX в. на фоне развития биол. эволюционизма и филос.-истор. диалектики складываются классич. модели А.э. Предвосхищая открытия эволюционной биологии и физиологии высшей нервной деятельности, амер. ученый Дж.Дана выдвинул теорию энцефалоза, или цефализации (1851): развитие живых организмов направлено в сторону «геометрич. возрастания» роли высшей нервной деятельности в функционировании организма, чем объясняется поступательное возрастание пропорционального объема и массы головного мозга в отношении к остальным частям тела животных на протяжении 500 млн. лет. В силу этого «мыслящая материя» как носитель разумной формы жизни явл. определяющим целевым фактором биогеоэволюции (отвергнутая в свое время по религ. причинам, эта идея была возрождена в XX в. В.И.Вернадским как «принцип Дана»). Позднее амер. геолог Дж.Ле Конт определил период от возникновения нервной системы у живых организмов до появления человека как «психозойскую эру» в развитии Земли, а Ч.Шухерт применил это определение к эпохе после появления человека. В начале XX в. рус. геолог А.П.Павлов ввел понятие «антропогенной эры» в планетарной эволюции. На рубеже XIX—X вв. А.Бергсон, В.И.Вернадский, Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолоковский и др. выразили идеи А.э. в систематич. форме. Бергсон предложил эволюционную схему, отличную от классич. дарвинизма: «древовидная» эволюция заменяется «кустом» с расходящимися ветвями развития — растения, животные, человек. Эволюционное движение в целом есть проявление исходного «жизненного порыва», к-рый должен реализоваться в синтезе дорациональных форм сознания (чувственность, инстинкт) и интеллекта, т.е. в становлении интеллектуальной интуиции, творчески культивируемой человечеством. Вернадский и Циолковский разрабатывали тему А.э. в контексте науч.-филос. и техн. достижений своего времени. Первому из них принадлежит системная теория ноосферы как результата коэволюции планетарной биосферы и цивилизации, или социотехносферы. Второй предложил своеобразную технофилос. утопию, основанную на идее «чувственного монизма Вселенной», к-рая есть единый живой организм, проходящий соотв. стадии эволюционного развития; в данный момент это стадия формирования центр. нервной системы. Ее зародыш — земное человечество, к-рое должно преодолеть свою планетарную замкнутость, опираясь на техн. достижения (от воздухоплавания к космическим полетам и стационарным космическим станциям, затем — к поселению на др. планетах); выход в космос и освоение Солнечной системы явл. «аттестатом зрелости» человечества, после чего оно должно приступить к освоению межзвездного пространства и, наконец, занять то место во Вселенной, к-рое в организме занимает головной мозг. Если учение Вернадского содержит существенные элементы экосистемного мышления, получившего развитие во второй половине XX в., то идеи Циолковского следуют в русле соц.-технократич. прогрессизма XIX в., где деструктивные факторы воздействия человека на природу не учитывались. Н.Ф.Федоров в своей «философии общего дела» синтезирует религ.-мистич., соц.-этич. и науч.-техн. мотивы А.э. Благодаря идеям рус. космизма и ряду близких направлений совр. философии (эволюционизм П.Тейяра де Шардена и др.), тема А.э. приобрела значит. статус в совр. науч.-филос. мысли, а достижение соотв. уровня техн. развития (начало освоения космического пространства) и наукоемких технологий (в частн. биомедицинских и генетических) поставило эту проблему в ряд практических. Лит.: Бергсон А. Творческая эволюция // Бергсон А. Соч.: В 4 т. М., 1993. Т. 2; Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993; Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987; Федоров Н.Ф. Соч. М., 1982. Е.В.Гутов

  1. активная эволюцияв философии XX в. теория разрабатывающая пограничные проблемы естественных и социальногуманитарных наук. Смысловым центром теории А. э. являются два постулата вопервых ут...Новая философская энциклопедия