История гитары. Библиографический и терминологический словарь

ФРАНЧИА ФЕРНАНДО

Итальянский гитарист и мандолинист. Он известен нам как автор сочинений, опубликованных в Италии. Крупное миланское издательство Рикарди и К° издало его «Этюд о гитаре» – Теоретико–практическое руководство для учащихся–аккомпаниаторов. Так называется эта книга форматом 32 х 24 из 57 страниц, которые мы легко расшифровываем, так как сочинение находится перед нами. На первой странице «Предисловия» превалирует идея, которая будет развита в сочинении, то есть аккомпанемент. На следующей – Франчиа излагает сведения о разных частях, составляющих гитару, как ими следует пользоваться и каково их назначение. Перед третьей страницей он помещает два листа: здесь мы видим две фотографии с позициями обеих рук, которые дают представление, как должны работать руки; на втором листе портрет исполнителя с надписью «Позиция гитариста»; мы склонны считать, что это, очевидно, фигура Фернандо Франчио. На третьей странице рисунок грифа с нотами, соответствующими двум ладам; на пятой объясняются некоторые условные знаки для гитары и далее начинаются теоретико–практические материалы. Простые упражнения в разных тональностях, в форме гамм, аккордов и арпеджио; показано образование тональностей и кроме описания помещен участок грифа в его начале с соответствующими номерами ладов и соответствующими струнами. Приведены 88 различных по форме упражнений в зависимости от тональностей, о которых идет речь. Это длинная серия «окон без стекол» холодно заканчивается на стр. 51 и до конца, то есть стр. 57 идут уже «Прелюдии и упражнения». Предлагаемый автором конец, несомненно, заинтересует профессионалов–педагогов. Мы не будем давать оценку этому сочинению, но из–за наличия описания в нем эффектов мы его рекомендуем. Однако отметим одну особенность, состоящую в том, что за исключением гамм, которые он дает в двух октавах, мы смогли встретить в этом «Руководстве» только две ноты, относящиеся к седьмому ладу или только две единственных «си» несомненно, что в «церемонии сочетания» си – завершающий период, то есть его «застежка». Мы не хотим, чтобы это замечание воспринималось как критика сочинения, но хотим обратить внимание на то, что автор Франчиа, похоже, был врагом «дательного падежа»; по крайней мере обращался с ним очень небрежно. Умер в Тенце 15 июля 1904 г.