История гитары. Библиографический и терминологический словарь

САЙНС–ДЕ–ЛА–МАСА РЕХИНО

Известный концертный исполнитель и композитор. Родился в Бургосе 7 сентября 1897 года. Гитарой начал заниматься в 1910 году с посредственным любителем в своем родном городе. Через год мальчик стал заметен и переехал в Сан–Себастьян, где стал заниматься у гитариста Луиса Сории. В 1912 году он уезжает в Бильбао, где занимается у уважаемого маэстро Иллариона Лелупа, и это продолжалось до самого отъезда маэстро в Аргентину в 1913 году. Добившись определенного успеха, Сайнс переезжает в Мадрид и занимается у Даниэля Фортеа, у которого он жил дома для большей эффективности занятий. Он был простого происхождения, и вскоре столкнулся со многими трудностями жизни в большом городе. Но де–ла–Маса – борец и он храбро преодолевает трудности. Маэстро дает свой первый концерт, с ходом времени концерты продолжаются, он достигает успеха и это заслуженно. Сайнс–де–ла–Маса – не артист в полном смысле этого слова, это гитарист, виртуоз и великий исполнитель. Сам Сайнс–де–ла–Маса утверждает: "Да, я скажу только, что я гитарист" и с гордостью добавляет: "Без какого–либо влияния на развитие моего музыкального инстинкта благоприятных обстоятельств, атавистической предрасположенности влияния среды, никаких других обстоятельств, которыми обычно объясняют предрасположенность", (Р. Вильяр, "Испанские музыканты", стр. 143). Ему помогала заблистать гитара, его единственное средство заставить ценить себя в Европе и Америке. Жаль, что его концертам не сопутствовала торжественность, как концертам Сеговии. Он несколько раз был в Буэнос–Айресе, где его хорошо принимали. Хотя гитарист и не достиг триумфа, но не было никаких оснований недооценивать его труд. Мы приводим здесь такое неблагодарное примечание: "Молодой Сайнс–де–ла–Маса вынужден был вернуться в свою страну, не вкусив триумфа. Перед лицом неприязни публики к инструменту его специальности, и под влиянием обстоятельств он нашел убежище в одном из модных кинематографов, чтобы играть в перерывах между сеансами. Слава, которую он должен был встретить в концертных залах, искала не его. Он откликнулся на призыв одного импресарио и под впечатлением суммы хорошего контракта, которая позволила бы ему вернуться на родину с необходимыми на жизнь средствами" ("Эль огар", № 73, Буэнос–Айрес, 12.09.1930). Сайнс–де–ла–Маса сопровождал музыкальными иллюстрациями лекцию "От виуэлы к гитаре", которую прочел доктор Хорхе Кабраль в Национальном колледже Буэнос–Айресского университета. Известно мало его оригинальных сочинений. В своих пьесах испанского характера он использует почти все народные мотивы, что мешает нам говорить о его изобретательности; здесь есть очень приятные и чисто гитарные детали, хотя сомнительная композиция нарушает ансамбль. Если бы Сайнс–де–ла–Маса был более настойчив в занятиях и более спокоен в исполнении, можно было бы надеяться, что находясь в периоде размышлений, он смог бы стать прекрасным исполнителем, судя по его потенциальным возможностям.