История гитары. Библиографический и терминологический словарь

НИККОЛО ПАГАНИНИ

Знаменитый скрипач, гитарист и композитор. Родился в Генуе 18 февраля 1784 года. Это дата, которую подтверждают многие биографы, хотя один из них, Уго Риман, в “Музик лексикон” дает дату его рождения 27 февраля 1782 года. Он был сыном портового грузчика. С ранних лет очень увлекся скрипкой, инструментом, на котором играл отец и который он очень любил (словарь Т. Н. В. музыки, Х. Парадо и Баррето, 1868 год, Мадрид, стр. 304). Мы будем продолжать вести речь о Паганини в его отношении к гитаре. Первым его учителем был Хуан Серретто, а затем Джакомо Коста. В 10 лет его отправили в Парму для обучения игре на скрипке у известного преподавателя по этому предмету и известного гитариста Александро Ролья (см.) Счастливое стечение обстоятельств, а именно то, что отец Паганини был любителем гитары, а Ралья – искусным исполнителем, послужило тому, что маг смычка был последовательным другом и сочинителем произведений для нашего инструмента. Шумным успехом, большими почестями и значительными суммами, заработанными скрипкой, создается, несомненно, ниша в его карьере, а вокруг нее слагаются загадочные анекдоты, повествующие, что он был в тюрьме и здесь изучал скрипку, играя на одной единственной струне, (так как у него не было денег на остальные) и делал чудеса на инструменте, превратившемся в однострунный. Говорили столько, что фантазия часто соседствовала со смешным. Ничего этого с выдающимся генуэзцем не было. Попав в сети любви к одной очень богатой даме, он уединился в роскошном дворце. Он был пресыщен скрипкой и полностью оставил ее, чтобы со всей страстью отдаться изучению гитары в течении 4 лет (словарь Парада и Баррето, стр. 305). Дама, о которой идет речь, была большим другом инструмента и пела, аккомпанируя себе на гитаре. На этот период времени (около 5 лет) Паганини поменял скрипку на гитару и сочинял произведения для нее. “Я пользуюсь гитарой, время от времени, чтобы стимулировать фантазию в сочинительстве и прояснить гармонию, которую я не могу получить на скрипке” (Журнал “Честериан”, 1930 год). Замечательная искренность, с которой колдун скрипки признает за гитарой ее превосходство как музыкального элемента, так как с ней он мог общаться наедине, больше погружаясь в духовную интимность. Все, что надо было сказать на скрипке, будет возможно выразить и с помощью фортепиано. Как композитор он не отличается глубиной, но заслуживает всяческого уважения. Характер его произведений мелодичный, ясный, привлекательный и обладает приятной свежестью. Из них мы назовем произведения только для гитары или те, где присутствует гитара: 12 сонат, опус 2 и 3 для гитары и скрипки, “Вариации” – неизданное и принадлежащее итальянскому гитаристу Луису Модзани, это очень трудное и блестящее сочинение для инструмента, 6 квартетов, опус 4 и опус 5 для гитары, скрипки, виолы и виолончели, “Этюд с вариациями” опус 14 для гитары и скрипки. В музее музыкальной истории Кельна хранятся оригинальные рукописи, причем, приступили к опубликованию некоторых из них: “Большая соната”, “Менуэт”, “Симфония Людовисия” для гитары соло, “Концертная соната”, “Любовный дуэт”, “Канцонетта” для гитары и скрипки, “Терцет” для гитары, скрипки и виолончели, “Серенада” для гитары, скрипки, виолы и виолончели, 9 квартетов для этих же инструментов. Из рукописей лейпцигское издательство Х. Т. Циммермана опубликовало 26 сочинений, большинство маленьких менуэтов. Буэнос–айресское издательство “Ромеро и Фернандес” (Хосе Б. Ромеро и сыновья) выпустило в редакции автора настоящего словаря “Сонатину” опус 25 и “Менуэт” опус 11, переложенный в ми мажор. Исполнение и владение инструментом, как мы видим по его сочинениям, были далеко неординарными. Паганини очень нравилось исполнять свои собственные произведения, что он и делал на публичных концертах, которые артист давал совместно со своими учениками, например со знаменитым Камило Эрнесто Сивери (1815–1894 года), где маэстро исполнял партию гитары. Томас Бренди, известный исполнитель, отец выдающейся концертной исполнительницы, носящий ту же фамилию, в 1912 году очень сожалел о том, что так мало известно о Паганини–гитаристе. Гитара, принадлежавшая божественному генуэзцу, была им подарена своему большому другу, композитору Гектору Берлиозу, а в настоящее время хранится в музее парижской оперы. Никколо Паганини, который так высоко поднял честь гитары, умер в Ницце 27 мая 1840 года.

  1. никколо паганиниЗнаменитый композитор Роберт Шуман впервые услышав Паганини написал Я думал что он начнет с неслыханной силой звука. И вот он начал но до чего звук его был нежным и тихи...100 великих музыкантов
  2. никколо паганинисерии мин. цв. совм. прво с Болгарским телевидением тво.жанр биографический. реж. Леонид Менакер сц. Олег СтукаловПогодин при участии Леонида Менакера опер. Владимир Ков...Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
  3. никколо паганиниНикколо Паганини гг. скрипач композитор Надо сильно чувствовать чтобы другие чувствовали.Источник Афоризмы. Золотой фонд мудрости. Еремишин О. М. Просвещение ....Сводная энциклопедия афоризмов