История гитары. Библиографический и терминологический словарь

МАРАСУЭЛО АГАПИТО

Испанский концертный исполнитель гитарист. Родился в Вальверде–дель–Мохано, провинция Сеговия, 20 ноября 1892 года. Известный исполнитель самоучка, он занимает достойное место среди испанских гитаристов. Чтобы дать представление о нем как об исполнителе, мы приводим здесь хронику одного из его выступлений, одну из многих, имеющихся в нашем распоряжении. Возможно, некоторые из концертантов–гитаристов, направившихся в Южную Америку, не очень хорошо зная, что они из себя представляют, не смогли бы представить лучшие документы. Вот верное суждение критика “Эль перьернир” (“Будущее”) Картахена на 2.12.1929 года: “Сольный концерт в воскресенье оказался исключительным. Играет Агапито Марасуэло. Это настоящий маэстро, он овеян ореолом успехов своих концертов в Валенсии и Бильбао, в Вальедолиде и Альбасете. Исполнитель должен бороться, чтобы оправдать ожидания собравшихся, которые требуют много от того, кто многого стоит. Но успех его, и это настоящий триумф, потому что гитара в его руках – нечто исключительное, из которой он извлекает звуки такой нежности, переливы такой насыщенности, выразительность настолько тонкую, что возникают подозрения, нет ли какой–то тайны, соблазняющей и очаровывающей нас в этой гармонической коробке. Чтобы достичь вершины искусства, Марасуэла обладает всем необходимым: гениальной пальцовкой, делающей его хозяином точности, уверенности, абсолютной чистоты нот, изысканной чувствительностью, посредством которой он отождествляется с душой исполняемого автора, справедливостью, хорошим вкусом. В общем, искусством такой ответственности, что он заставляет слушателя прочувствовать то, что он чувствует сам, как маг, который зачаровывает и заставляет делать задуманное. Гитара в руках Марасуэлы – нечто исключительное, новый инструмент, из которого вырываются бурные потоки гармоний звуков, таких изысканно прекрасных, что слушатель хотел бы слушать их без конца, чтобы не лишать себя этого нежного душевного наслаждения, которое идет к сердцу, остается в нем и из сердца нас волнует. Избраннейшая программа (Сор, Таррега, Альбенис, Гранадос, Морено Торроба, Малатс, Моцарт, Шуберт, Готчок, Шопен и Аркас) была представлена во всем разнообразии. В каком же сочинении артист отличился больше всего? Где больше всего проявился его темперамент? Во всех произведениях он полностью удовлетворил восторженную публику, которая мгла оценить как сентиментальные тонкие вещи, филигранные тремоло, так и страстные вибрации, заплатив за работу бурными аплодисментами. Этот действительно артистический праздник, на котором присутствовало много прекрасных женщин, был организован Атенеем и, доставив удовольствие членам общества, оно доставило удовольствие и себе, познакомив публику с маэстро такого таланта, как Агапито Марасуэло. Оскар Невадо (критик): “Очень похвально отозвались о гитаристе следующие, имеющиеся в нашем распоряжении издания: “Эль диарио де Авило” 11 июля 1930 года. “Лас Нотихитс (“Новости”) Аликанте 18 ноября 1929 года. “Эль диарио де Альбасете” (ежедневная газета Альбасете) 14 ноября 1929 года. “Эличитано” (“Эльчетансу”) из Эльчи, 1 декабря 1929 года. “Диарио де Аликанте” (ежедневная газета Аликанте) 21 ноября 1929 года. “Эль тьемпо” (“Время”) из Аликанте 21 ноября 1929 года. “Эральдо сеговиано” (Геральд Сеговии) 5 ноября 1929 года. “Эль аделантадо де Сеговия” (передовик Сеговии) 5 октября 1929 года. “Эральдо де Мадрид” (Геральд Мадрида) “Эль норте де Кастилья” (север Кастилии) из Вильядолида 26 июня 1929 года. К этому длинному перечню можно добавить награду Депутации Сеговии, которая поставив его во главе списка выдающихся людей (среди них выдающийся художник Игнато Зулоага и поэт Антонио Мачадо), предложила ему от имени земляков ценную гитару. Этот выдающийся концертант в настоящее время один из первых исполнителей на дульсанте, типичном инструменте старой Кастилии, на которой он завоевал семь премий первого класса и две второго, а в настоящее время составляет интересный альбом песен и танцев из фольклора этой провинции. он записал для издательства “Парлофан” несколько грампластинок на этом инструменте.