История гитары. Библиографический и терминологический словарь

МАНХОН АНТОНИО ХИМЕНЕС

Известный испанский концертный исполнитель, гитарист, преподаватель и композитор. Родился в 1866 году в Вильякаррильо в Хаэне (Испания).Оттуда родом также в настоящее время преподающий гитару в муниципальной школе музыки в Барселоне Хуан Паррас и столь почитаемый артист А. Сеговия. Гитарой занимался с учеником Агуадо, который жил в его городе. Деталь, о которой он часто упоминает, но мы с уверенностью можем утверждать, что, хотя он и был приверженцем школы своего учителя, он был гитаристом–самоучкой. Первые годы его карьеры были грустными по двум основным причинам: во–первых, из–за отсутствия поддержки, и во–вторых, из–за того, что у него не было самого ценного в жизни – зрения, которое он потерял в 13–летнем возрасте. Его бесконечные испанские рапсодии и пространные попурри из опер того времени исполнялись чуть ли не у придорожного столба. Его коллега Давид–дель–Катильо давал ему ценные и бескорыстные советы, которым он следовал в своей артистической карьере. Вскоре он отправляется в Португалию, а затем в Лондон и Париж, где ему аплодировали и признавали за ним глубокий ум, хорошие музыкальные знания и многие качества виртуоза. Перед нами важное свидетельство того времени, которое мы приводим с комментарием по поводу одного из концертов в столице Франции. “Концертный зал”, ул. Ришер, 46. Одиннадцатого мая 1889 года в субботу в 8.30. Концерт, который предлагает г–н Манхон, испанский гитарист, будет играть на новой 11–струнной гитаре (перевод с французского языка). Программа: I часть 1. Вторая большая Соната. Сор. 2. Мелодия. Манхон 3. Испанская фантазия (хота). Манхон. II часть 1. Анданте и рондо в ля миноре. Агуадо. 2. Адажио 14 соната опус 27. Бетховен. 3. Мовименто апассионато (Страстное движение). Шуман. 4. Испанская фантазия (фанданго). Манхона. Эта программа свидетельствует о неординарной личности в мире гитары прежде всего в качестве автора, хотя некоторые говорят о слабости исполнения и популяризации собственных произведений, что с нашей точки зрения справедливо и по–человечески понятно; точно также как и в Анданте–Скерцо, теме с вариациями, менуэте, из которых состоит первый номер Сонаты Сора в приведенной выше программе, которая обязывает исполнителя к точному взаимопроникновению. В том же 1889 году сарагосская “Диарио де Ависос” писала о четырех концертах Манхона: “Надо поближе присмотреться к Манхону, прослушав его игру на гитаре, надо послушать его полнозвучный голос с чудесными интонациями, в котором звучат доброта и благородство, нужно увидеть замечательно правильные линии его лица и благородную посадку головы, прекрасные длинные волосы. И пока еще не стерлось впечатление от музыки и в душе звучат еще замечательные каденции и т.к. его фигура располагает к абстракциям и воспоминаниям, в голову приходит образ знаменитых слепых, человеку кажется, что он лучше может представить себе Гомера, декламирующего у двери Кио стихи бессмертной “Илиады” и лучше понимает Мильтона, диктующего жене и дочерям возвышенные страницы “Потерянного рая”. Несчастье украло свет у Хименеса Манхона и Хименес Манхон влюбился в гармонию. Когда свет падал, как одеяло из сумерек на его нечувствительные зрачки, душа его опьянялась восторгами звуков и каденций. И в этой вечной тьме чувств Манхон живет для музыки, живет для своей любви, а его любовь – гитара. Его гитара, у которой 11 струн и на каждой струне голоса и интонации Тысячи ангелов, его гитара – храм чувств, аркан грандиозности, которая ранит, услаждает и трогает сердце, вздохами срываясь со струн, которые, кажется, хранят голоса сирен”. Это написал в столице Арагона писатель Мантеструк, действительно плененный этим красивым слепым, который в 23 года обладал таким прекрасно украшающим его знанием. Сеньор Томас Прат, отец автора настоящего словаря, часто вспоминал о возвышенном впечатлении об одном из концертов А. Хименеса Манхона в театре “Эльдорадо” в Барселоне, который в наши дни не существует. Одна из городских газет 18.12.1889 года писала об этом концерте: “Самые вдохновенные творения классических авторов находят в Манхоне сознательного интерпретатора, который играет на гитаре своеобразно свои нежные, патетические, волнующие ноты и энергичные, блестящие и ослепительные пассажи”. Автор продолжает, вспоминая исполнителя в юности: “...В 14 лет покинул Хименес Манхон нашу родину и направился в Париж, один, без друзей, без семьи, не зная французского языка и имея в своем распоряжении 15 песет, полное веры и жаждущее славы сердце”. Когда его имя уже было известно в Париже и Лондоне, автор хроники сказал о нем такие замечательные слова: “Манхон имеет широкий кругозор и прочное образование. Он знает не только музыкальных классиков, но и классиков литературы. Он знаком с самыми возвышенными концепциями французского театра, театра Англии и Испании. С изысканной элегантностью говорит на языках Вольтера, Диккенса, Камоэнса, Гете и Данте. Он беспредельно восхищен Шекспиром, Байроном, Фламарионом, Сервантесом, Хиронседой и Сорильей. Он самый горячий защитник Вагнера. Когда вчера мы беседовали с ним, нас поразило уважение, с которым он относится к сочинениям Вагнера. Нас удивила простота и ясность, с которыми он говорил о своей борьбе, стремлениях, горестях и радостях...” И завершает рассказ словами: “С этого времени слава его упрочилась и все с большим успехом он концертировал в Германии, Австрии, Франции, Англии и России, выступая с самыми выдающимися артистами”. Это были свидетельства о Манхоне – исполнителе. Он находится на старом континенте до 1893 года, затем отплывает в Америку. Он посещает Буэнос–Айрес, переезжает в Чили и Центральную Америку, возвращается в столицу Аргентины, чтобы окончательно обосновался здесь. Он создает консерваторию, которую некоторое время финансирует аргентинское правительство и через которую прошла целая армия учеников. Среди них Маргарита Гачитаги, Ромуло Тренхосо, Доминго Мочадо, Лусиано Оувиньяс и многие другие, которых сейчас всех не припомнить. В 1912–1913 годах он совершает турне по Европе, выступает во Франции, Италии и Испании, где в апреле 1913 года он дает концерт в зале консерватории с программой, вновь подтвердившей его заслуженную славу. Из сочинений его известно 15 оригинальных, опубликованных произведений, среди которых есть сочинения в народном испанском и аргентинском стилях. Эти народные произведения упрочили его славу. Можно назвать, например, его знаменитое “Андалузское каприччо”. Он выпустил три выразительных этюда и две тетради “Школы гитары”. Структура их правильная и раскрывающая свойства инструмента, местами вдохновенная, хотя и не классическая и часто ее ухудшает повторение фраз. Произведения Манхона не входят прочно в концертный репертуар, это также и не танцевальная музыка. Она принадлежит к жанру салонной, и лучший образец этого – его “Романтическая мазурка”, известная как “Воспоминания о моей родине”, издававшаяся несколько раз. В этой пьесе ясно проходит линия мелодии, одновременно приятная и невинная с хорошей гармонией. Некоторые исследователи сравнивают творчество Гарсия Толса и Манхона. Творчество Толса – танцевальная ритмика, творчество Манхона романтическое. Знаменитый слепой имеет перед Толсой преимущество высокой художественной и музыкальной культуры. Многочисленные его концерты в культурном мире Буэнос–Айреса на протяжение более чем четверти века были постоянной демонстрацией искусства и обширных познаний, которые, возможно, и не были по достоинству оценены всеми, кто ему аплодировал. Умер в Буэнос–Айресе 3 января 1919 года.