История гитары. Библиографический и терминологический словарь

МАДЗИНИ ХОСЕ

Итальянский гитарист–любитель, философ и государственный деятель. Родился в Генуе 22 июля 1805 года. (1808 г.?) Имя Хосе Мадзини принадлежит одному из тех привилегированных людей, которые, уходя, становятся частью пирамиды, которую строят поколения в пример и благодарность будущих поколений. Его творчество – замечательный памятник ему. Ему поставлены монументы во всех демократических органах, где уважают свободу человека. В Риме скульптуру вылепил Эктор Феррара, а в Буэнос–Айресе памятник ему стоит в наполненном жизнью квартале проспекта Колумба. Мы не будем подробно рассказывать об этом гиганте, духовном наследнике Виктора Гюго, напомним только, что он автор “Обязанностей человека” и был постоянным любителем гитары и незаурядным гитаристом. Он знал сочинения Карулли, любил Пиккьянти и Джулиани, а любимым его автором был Луиджи Леньяни. У этого, последнего, предпочитал прежде всего “36 каприччо” опус 20; это ясно говорит о том, каким хорошим музыкантом он был. Биографию Мадзини писали многие авторы, и многие писали о его страсти к гитаре. Вот отрывок одного из писем Мадзини: “Я мог бы прожить всю мою жизнь заперевшись в комнате, если бы у меня были любимые книги и гитара”. (Люцио – мать Мадзини). В 1831 году по политическим мотивам он был заключен в знаменитый форт Святого Георгия и здесь, считают, он начал занятия гитарой, т.к. было слышно, как он постоянно наигрывал и напевал своим приятным голосом. Мы думаем, что этот факт некоторые приписывали Николо Паганини, утверждая, что игре на гитаре он обучился, находясь в тюрьме. Мы не видели письменных свидетельств этого, потому что насколько верно то, что Паганини был пленен, настолько верно и то, что это была не государственная тюрьма, скорее это был любовный плен, когда, задолго до упомянутого года, в 1802 году одна дама из Лиорно заперла его в своем дворце. Серьезно занималась личностью гитаристка Рита Бренди. В своей книге “Лютня и гитара” она пишет о нем. В 1922 году в итальянской газете “Карьере делла Сера” была статья “Гитара Мадзини” по случаю передачи маленькому музею на улице Святого Антонио в Пизе гитары, писем, книг и других, принадлежавших философу предметов сыновьями Жанет Розелли Натау. Хроникер пишет, что среди хранящихся в этом музее реликвий “самая живая” – гитара Мадзини, а затем вспоминает как в одном из писем Филиппо Беттани от 7 ноября 1866 года сопровождает этот дар Жани Натау: “Джузеппе Мадзини, мой старый друг, просит меня передать Вам в руки гитару, принадлежавшую по матери и которую он хранил с благодарной памятью. Она в хорошем состоянии, на ней всего три струны. Она сопровождала его в тюрьме, на кратковременном троне триумвирата в Римской Республике, а также когда он жил в осаде, питаясь хлебом и виноградом. В ночные часы, после трудового дня в своем бастионе во Дворце президента республики он наконец отдавал себя гитаре, разбирая произведения Леньяни, Мерца и др. Вот где секрет его души, которая по лестнице музыки поднималась в бесконечность в поисках блага для других. Неизвестно, была ли эта звуковая коробка из дерева золотистого цвета душой философа, поэта или гитариста”. Знаменитый Хосе Мадзини умер в Пизе 10 марта 1872 года.