История гитары. Библиографический и терминологический словарь

КАЛЬЕХА ФРАНСИСКО

Родился в Логроньо, в Испании 4 октября 1891 года. Гитарой стал заниматься, начиная с 3–летнего возраста. В детстве давал концерты для испанских королей. С похвалой и симпатией отзывался о вундеркинде знаменитый скрипач Пабло Сарасате, когда мальчик только начинал артистическую деятельность. Мальчик приезжает с Буэнос–Айрес и начинает длительное турне по республикам Латинской Америки, где пользуется заслуженным успехом. Его программа составлена из лучших страниц литературы для гитары .Это оригинальные произведения Сора, Моррено Торробы, Турина, а также известные переложения Альбениса, Бородина, Баха, Шопена, Крейслера, Малатса и др. Пусть о качествах этого исполнителя выскажется справедливая критика. Вот строки из буэнос–айресской "Ла Насьон ": "Гитара в руках Кальехи, когда он извлекает таинственные звуки необычайной широты и колорита, кажется виолой и клавикордами, красиво звучащей арфой или очень нежным фортепиано. Если в испанских произведениях переложения приобрели свое настоящее значение, то в сочинениях великих маэстро они восхитительны своей красотой и фактурой..." Прочтем несколько строк из мексиканской "Эль Универсаль": "Во всех отношениях выдающийся гитарист Франсиско Кальеха, соперник незабываемого Сеговии, в субботу окончательно закрепил свой успех. Когда я прослушал этого виртуоза гитары на одном из частных концертов, мне удалось написать о нем, как сейчас, в специальнй хронике, с самым настоящим удовольствием, чтобы воздать должное не холодному "виртуозу", ошеломляющему аудиторию акробатическими трюками и жонглерством, чтобы "эпатировать буржуа", а артиста, глубоко чувствующего и потому заставляющего почувствовать других, изысканного и убеждающего музыканта, потому что он сам убежден" ./Мануэль Барохас/. С ним познакомились во многих испанских городах. Он играл в филармоническом обществе Бильбао, где был встречен аплодисментами; позже 22 августа 1930 года, он арендует в этом же городе зал и дает концерт, заслуживая лавры и деньги. Известный критик и музыковед мадридской "Эль Соль" пишет следующее: "Это концертант с уверенной, расцвеченной многими оттенками игрой, легкой левой рукой и хорошим музыкальным вкусом. Он справился с трудностями выразительности, равномерностью и тонкостью игры в "Воспоминаниях об Альгамбре" Тарреги, с необыкновенным изяществом исполнил "Сонатину" Морено Торробы. Профессиональные гитаристы и самые компетентные любители оценили чистую и выверенную технику Кальехи и его выдающуюся музыкальность" /Адольфо Салазар/. О концерте, состоявшемся 9 октября 1929 года, известный историк, композитор и музыкальный критик Лопес Чаварри писал в "Лос провансиас": "Он обладает четко обозначенной, чистой и гибкой техникой, благодаря которой он играет быстро, уверенно и правильно. Кальеха – настоящий концертант–гитарист; другими словами, в нем есть убежденность артиста и вера апостола... Е.Л.Ч. " (1930 г.).