История философии

RESSENTIMENT

(фр. *мстительность*) понятие, имеющее особое значение для генеалогического метода (см. Генеалогия) Ницше. Сам Ницше предпочитал употреблять слово *R.* без перевода. Впоследствии понятие *R.* приобрело большую популярность и стало использоваться в трудах многих европейских мыслителей. Так, в книге Шелера *Ресентимент в структуре морали* автор следующим образом объясняет значение данного феномена: *В естественном французском словоупотреблении я нахожу два элемента слова *ресентимент*: во-первых, речь идет об интенсивном переживании и последующем воспроизведении определенной эмоциональной ответной реакции на другого человека, благодаря которой сама эмоция погружается в центр личности, удаляясь тем самым из зоны выражения и действия личности. Причем постоянное возвращение к этой эмоции, ее переживание, резко отличается от простого интеллектуального воспоминания о ней и о тех процессах, *ответом* на которые она была. Это переживание заново самой эмоции, ее после-чувствование, вновь чувствование. Во-вторых, употребление данного слова предполагает, что качество этой эмоции носит негативный характер, т.е. заключает в себе некий посыл враждебности... это блуждающая во тьме души затаенная и независимая от активности Я злоба, которая образуется в результате воспроизведения в себе интенций ненависти или иных враждебных эмоций и, не заключая в себе никаких конкретных намерений, питает своей кровью всевозможные намерения такого рода*. В философии Ницше R. предстает в качестве движущей силы в процессе образования и структурирования моральных ценностей. Он характеризует его как смутную автономную атмосферу враждебности, сопровождаемую появлением ненависти и озлобления, т.е. R. это психологическое самоотравление, проявляющееся в злопамятстве и мстительности, ненависти, злобе, зависти. Однако взятые по отдельности все эти факторы еще не образуют самого R., для его осуществления необходимо чувство бессилия. Итак, истина первого рассмотрения (1) это психология христианства: рождение христианства из духа ressentiment, т.е. движение назад, восстание против господства аристократических ценностей. Моральный закон, по Ницше, не существует a priori ни на небе, ни на земле; только лишь то, что биологически оправдано, является добром и истинным законом для человека. Поэтому только сама жизнь имеет ценность. Каждый человек имеет такой тип морали, который больше всего соответствует его природе. Из этого положения Ницше и выводит свою историю морали вначале мораль господ (сильных людей), а затем победившая ее мораль рабов (победили не силой, а числом). Предпосылками рыцарски-аристократических суждений ценности выступают сила тела, цветущее, бьющее через край здоровье, а также сильная, свободная, радостная активность, проявляющаяся в танце, охоте, турнире, войне. Параллельно с такого рода суждением существовал и жречески-знатный способ оценки (который впоследствии будет доминировать) со свойственными ему нездоровьем, пресыщением жизнью и радикальным лечением всего этого через Ничто (или Бога). Однако главной характеристикой такой оценки Ницше считает бессилие, из которого и вырастает затем ненависть, из которой, в свою очередь, и возникает рабская мораль. Евреи, по мысли Ницше, этот *жреческий* народ, всегда побеждали своих врагов радикальной переоценкой их ценностей, или, по словам философа, путем акта духовной мести. Именно евреи рискнули вывернуть наизнанку аристократическое уравнение ценности (*хороший = знатный = могущественный = прекрасный = счастливый = боговозлюбленный*). Для Ницше такой акт ненависти это не вина, не преступление, а естественный ход истории морали: чтобы выжить и сохранить себя как народ, евреям необходимо было совершить акт бездонной ненависти (ненависти бессилия) свою слабость они сделали силою. И теперь только отверженные, бедные, бессильные являются хорошими, только страждущие, терпящие лишения, больные являются благочестивыми и только им принадлежит блаженство. Христианство в полной мере унаследовало эту еврейскую переоценку. Так, заключает Ницше, именно с евреев начинается *восстание рабов в морали*, так как теперь R. сам становится творческим и порождает ценности. Если всякая преимущественная мораль начинается из самоутверждения: говорит *Да* жизни, то мораль рабов говорит *Нет* всему внешнему, иному. Это обращение вовне, вместо обращения к самому себе, как раз и есть, по Ницше, выражение R.: для своего возникновения мораль рабов всегда нуждается в противостоящем и внешнем мире, т.е. чтобы действовать ей нужен внешний раздражитель, *ее акция в корне является реакцией*. Ницше отмечает, что человек аристократической морали полон доверия и открытости по отношению к себе, его счастье заключается в деятельности. Наоборот, счастье бессильного выступает как наркоз, *передышка души*, оно пассивно. Человек, характеризующийся R., лишен всякой открытости, наивности, честности к самому себе. Если сильным человеком овладевает R., то он исчерпывается в немедленной реакции, оттого он никого не отравляет. Таким образом, из неумения долгое время всерьез относиться к своим врагам проистекает уважение к ним, т.е. по Ницше, настоящая *любовь к врагам своим*. Творчество *человека R.* измышляет себе *злого врага* и, исходя из этого, считает себя *добрым*. Первоначальная нацеленность ненависти постепенно размывается неопределенностью самого процесса объективации. R. больше проявляется в той мести, которая меньше нацелена на какой-либо конкретный объект. Таким образом, R. формирует чистую идею мести, он лучше всего *произрастает* там, где есть недовольство своим положением в иерархии ценности. Отсюда можно выделить две формы R.: месть, направленная на другого, т.е. другой виноват в том, что я не такой как он; месть, направленная на самого себя, самоотравление. Если первая форма относится к экстравертируемой модели R. восстанию рабов в морали, то вторая относится к интравертируемой аскетическому идеалу.

  1. ressentimentressentiment bersetzung Hass m rancurem Groll m ressentiment [stim] Substantif masculin Groll masculinem Beispielu prouver du ressentiment lgard de quelquun jdm bse se...Dictionnaire Francais-Allemand
  2. ressentimentn безнадежность злопыхательство озлобление разочарованность скептическое мировоззрение сознание своей обреченности...Англо-русский словарь Лингвистика-98
  3. ressentimentn s sзатанная обида неприятное неприязненное чувство неосознанная зависть вражда...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. ressentimentRessentimentstrong rEsAtimA n s s затаstrongнная обиstrongда скрыstrongтая враждеstrongбность...Большой немецко-русский словарь
  5. ressentimentm злопамятство злоба горькое воспоминание озлобленность враждебность уст. горечь уст. признательность...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  6. ressentimentчувство вражды...Голландско-русский словарь
  7. ressentimentRESSENTIMENTstrongфр. мстительность понятие имеющее особое значение для генеалогического метода см. ГЕНЕАЛОГИЯ Ницше. Сам Ницше предпочитал употреблять слово R. без пере...История философии II
  8. ressentiment[resntm] n фр. разочарованность скептическое мировоззрение. сознание своей обречнности безнаджность злопыхательство книжн. озлобление одной группы населения против друго...Новый большой англо-русский словарь
  9. ressentimentressentiment [resntm] n фр.i . разочарованность скептическое мировоззрение . сознание своей обречнности безнаджность злопыхательство книжн. iозлобление одной группы на...Новый большой англо-русский словарь II
  10. ressentimentresntm n фр. . разочарованность скептическое мировоззрение . сознание своей обречнности безнаджность злопыхательство книжн. emозлобление одной группы населения прот...Новый большой англо-русский словарь под общим руководством акад. Ю.Д. Апресяна
  11. ressentimentr злопамятство злоба горькое воспоминание озлобленность враждебность уст. горечь уст. признательность...Новый французско-русский словарь
  12. ressentimentRESSENTIMENT фр. мстительность понятие имеющее особое значение для генеалогического метода см. Генеалогия Ницше. Сам Ницше предпочитал употреблять слово R. без перевода....Энциклопедия История философии