История философии

ЯН И ИНЬ

взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный, или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает, когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а темная означает И.; однако каждая из половин включает в себя кружок вырезанный из середины противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса, трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение, сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Я. и И., взаимодействующих и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света. Взаимообусловленность и взаимозависимость Я. и И. описывались в контексте нарастания одного в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем другого и обратно. Бесконечный процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. И. (Земля) и Я. (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы, и одушевленные существа), выступающие как субстанция *жизненной энергии* (*ци* кит., *ки* япон.). Взаимодействие И. и Я. продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией (окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник феномены таинства жизни, проходящей череду метаморфоз (*схватываемых* магическими знаками-символами *гуа*) в центре их классического изображения в виде круговой схемы и помещается *монада* жизни взаимодополняющие друг друга И. и Я. Они первооснова всяческих перемен, несущая конструкция *Великого предела* (*Тайц-зы*) неизбывного источника. Я. выступает как *внутренняя* жизнь, наступающее, созидающее мужское начало; И. как внешний мир, отступающий, разрушающийся женская ипостась двуединого основания бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Я.и И.-*подсистемы*. Я.-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов, здоровье организма обусловливается И.-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Я.-влияния) способны деструктивно влиять на И.-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение, взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся Я. и И. всего, что может быть понято и постигнуто человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, основной закон дао. Теория И. и Я. зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э. В традиции современного сексуально-эротического городского фольклора европейского типа символ И. и Я. приобретает значение, существенно дополняющее эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность и необходимость гармонии любящих людей, провозглашается высокая ценность готовности влюбленных индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам своего близкого, а также подлинно человечески смысл и звучание феномена присутствия в *И. Я.*-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.

  1. ян и иньЯН и ИНЬstrongвзаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма а также китайский символ двойственного распределения сил включающий активный или мужск...История философии II
  2. ян и иньдва начала в китайской философии ян мужское светлое активное духовное инь женское темное пассивное вещественное. Получило распространение во всей культуре Востока. Вмес...Начала современного естествознания
  3. ян и иньЯН И ИНЬ взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма а также китайский символ двойственного распределения сил включающий активный или мужской п...Новейший философский словарь
  4. ян и иньянинь...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  5. ян и иньодни из основных понятий восточной китайской философии. Термины применяются для обозначения противоположных друг другу явлений вещей и процессов инь женское пассивное вл...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  6. ян и иньЯН И ИНЬ два начала в кит. философии первое светлое активное мужское духовное второе темное пассивное женское вещественное см. Анимизм.em Представление об изначальных с...Философская энциклопедия
  7. ян и иньосн. категории кит. натурфилософии. Впервые филос. истолкование получили в др.кит. классич. Книге перемен И цзин где они трактуются как полярные противоположности отрицат...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  8. ян и иньдва начала в кит. философии первое светлое активное мужское духовное второе темное пассивное женское вещественное см. Анимизм. Представление об изначальных силах которое ...Философский энциклопедический словарь II
  9. ян и иньдва начала в кит. философии первое светлое активное мужское духовное второе темное пассивное женское вещественное см. Анимизм. Представление об изначальных силах которо...Философский энциклопедический словарь
  10. ян и иньЯН и ИНЬ взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма а также китайский символ двойственного распределения сил включающий активный или мужской п...Энциклопедия История философии
  11. ян и иньангл. Yang and Yin нем. Jang und Jin. В китайской философии два начала ян светлое активное мужское духовное инь темное пассивное женское вещественное крые достигая пре...Энциклопедия социологии