История философии

ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ (10643 ДО Н.Э.)

римский политик, философ, оратор. Римский эдил (69), претор (66), консул (63). Убит политическими противниками. Главные сочинения: *Тускуланские беседы* в 5 книгах, *О государстве* (54-51), *О законах* (52), *О границах добра и зла* (45), *Катон Старший, или О старости* (44), *Лелий, или О дружбе* (44), *Об обязанностях* (43) и др. Ц. познакомил римлян с древнегреческой философией в собственной интерпретации. Ввел в научный оборот понятия *определение* (definitio) *дефиниция есть краткое и исчерпывающее разъяснение отличительных признаков той вещи, которую мы хотим определить*, а также *прогресс* (progressio восхождение). В этике и теологии сторонник стоицизма. Добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность), по Ц., единственный источник счастья. Пытался разрешить проблему нравственного долга и личной пользы. Истинная сущность человека постигаема, согласно Ц., через практическую философию. В эстетическом мировоззрении Ц. искусное красноречие вкупе с обоснованием высокого политико-правового и нравственного содержания ораторского искусства трактовались в неразрывном единстве. Согласно Ц., основанная на достижениях греческой культуры философская глубина атрибут подлинного красноречия для всякого римлянина; искусство речи неотъемлемая составляющая модернизированной системы ценностей римского общества; красноречие адекватно самому себе лишь в гармонии совершенства формы и гражданского мужества; основой ораторских изысков, по мнению Ц., может выступать только общенародный язык, снимающий противоположение традиционно дистанцирующихся речевых традиций общественных слоев-антагонистов.