История философии

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

(лат. transcendens перешагивающий, выходящий за пределы) термины схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога Как непостижимого при помощи человеческих способностей и имманентно человеческого и получившие впоследствии широкое употребление в классической и неклассической философии благодаря Канту. В заключительном разделе Введения к *Критике чистого разума* Кант называет *трансцендентальным* *всякое познание, занимающееся не сколько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori* . При этом Кант придавал этим терминам чисто гносеологическое звучание: в философии Канта трансцендентальное это все то, что относится к априорным (т.е. вне или до-опытным) условиям возможности познания, его формальным предпосылкам, которые организуют опыт. (Отсюда и названия разделов *Критики чистого разума* *трансцендентальная эстетика* как исследование априорных форм чувственности; *трансцендентальная аналитика* как изложение чистых рассудочных знаний и принципов, без которых нельзя мыслить предмет, и т.д.) Позднее Гегель упрекнет Канта в использовании последним этого *варварского школьного термина*, но Канту он нужен был для того, чтобы: 1) резче очертить суть своей философии, показать, что она нацелена не на сами предметы, а на нечто, выходящее (перешагивающее) за пределы опыта, обозначая тем самым переход нового в систему знаний и конструирование нашей познавательной способностью условий возможности опыта; 2) противопоставить трансцендентальное (как имманентное) трансцендентному такому знанию, которое переступает за границы человеческого разума и является в этом смысле недоступным теоретическому познанию, становясь исключительно предметом веры. Трансцендентное это все то, что выходит за пределы возможного опыта, например, Бог, бессмертие души и т.п. В ходе последующего философского развития термин *трансцендентальное* получил широкое использование в системах Фихте и Шеллинга, неокантианстве (особенно в Марбургской школе), обозначая главным образом гносеологическую направленность этих учений на поиски условий или чистых возможностей познания; в феноменологии Гуссерля трансцендентальное становится противоположным всему эмпирическому (так, целью феноменологической редукции является выход на уровень *трансцендентального сознания* т.е. сознания, очищенного от всех элементов опыта). Соответственно, *трансцендентальный субъект* в феноменологии превращается в автономный источник всех своих переживаний. Термин *трансцендентное* также фигурирует в целом ряде послекантов ских теоретико-познавательных концепций (особенно в Баденской школе неокантианства), обозначая здесь вне и независимо от сознания существующий предмет либо вообще недоступный познанию, либо познаваемый лишь исключительно спекулятивным образом. В философии постмодернизма оппозиция трансцендентного и трансцендентального снимается посредством введения понятия *трансгрессия*. (См. Трансгрессия.)

  1. трансцендентное и трансцендентальноеТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕstrongлат. transcendens перешагивающий выходящий за пределы термины схоластической философии фиксирующие специфику трактовки теизмом...История философии II
  2. трансцендентное и трансцендентальноеТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ лат. transcendens перешагивающий выходящий за пределы термины схоластической философии фиксирующие специфику трактовки теизмом быти...Новейший философский словарь
  3. трансцендентное и трансцендентальноелат. переступающий перелетающий философские термины близкие по терминологии но различающиеся по содержанию. Трансцендентальный как понятие разрабатывается начиная с схол...Философия - конспект лекций и словарь терминов