История философии

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА

вторая часть трансцендентального учения о началах в *Критике чистого разума* Канта *наука о правилах рассудка вообще*, исследующая этот рассудок под углом зрения его априорных форм и структур. До Канта эти правила мышления, без которых невозможно никакое применение рассудка, изучала так называемая общая (т.е. формальная) логика. Имея дело с априорными принципами мышления, она, по Канту, всячески абстрагировалась от всякого содержания познания, т.е. от всякого отношения его к объекту, рассматривая исключительно формы мысли как таковые. Оценивая место и роль этой логики в познании как недостаточные, Кант обозначает контуры принципиально новой Т.Л., выражая тем самым первое в немецкой философии критическое отношение к формальной логике. Этой критике были посвящены многие его работы *докритического* периода например, *Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма* (1762) и др. Кант считает необходимым дополнить формальную логику более глубокой логической концепцией, позволяющей решать новые, более сложные познавательные задачи. Обосновываемая им Т.Л. должна была, по его мысли, отвлекаться *не от всякого содержания познания*, а определять *происхождение, объем и объективную значимость априорных знаний*. Называя ее трансцендентальной, Кант имел в виду то, что она *имеет дело только с законами рассудка и разума... лишь постольку, поскольку она априори относится к предметам*. Она не вникает во все конкретные, субъективные процессы познания, рассматривая лишь некоторые *чистые возможности*, имеющие всеобщее и необходимое значение. Содержательный характер Т.Л. приобретает, согласно Канту, за счет ее тесной и постоянной связи с чувственностью, соединение которой с рассудком только и дает новое знание. Исследование происхождения знаний о предметах становится одной из главных задач Т.Л., которая и выясняет саму возможность применения априорного знания к предметам опыта. Свою Т.Л. Кант подразделил на аналитику и диалектику, из которых первая излагает элементы чистого рассудочного знания и принципы, без которых ни один предмет не может быть мыслим, а вторая является критикой рассудка и разума в его сверхфизическом применении. [См. *Критика чистого разума* (Кант), Трансцендентальная аналитика, Трансцендентальная диалектика.]

  1. трансцендентальная логикаТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКАstrongвторая часть трансцендентального учения о началах в Критике чистого разума Канта наука о правилах рассудка вообще исследующая этот рассудо...История философии II
  2. трансцендентальная логикаТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА термин введенный Кантом обозначает логику края в отличие от обычной формальной логики исследует в логич. формах и функциях то что обосновывает в...Философская энциклопедия
  3. трансцендентальная логикатермин введенный Кантом обозначает логику края в отличие от обычной формальной логики исследует в логич. формах и функциях то что обосновывает в них возможность синтетич....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  4. трансцендентальная логикаТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ЛОГИКА вторая часть трансцендентального учения о началах в Критике чистого разума Канта наука о правилах рассудка вообще исследующая этот рассудок по...Энциклопедия История философии