История философии

СЕНСИМОН КЛОДАНРИ ДЕ РУВРУА (17601825)

французский мыслитель, социолог; автор утопических социальных проектов *Промышленная система*, *Новое христианство*. Потомок старинного рода французских аристократов, ученик д&Аламбера, математика и энциклопедиста. Юношей поступает на военную службу, участвует в войне за независимость северо-американских колоний против Великобритании. В 1783 возвращается во Францию и, выйдя в отставку, отправляется в путешествие по Европе. Осенью 1789 прибывает на родину, в Пикардию. С интересом следит за ходом революции, пропагандируя ее лозунги свободы, равенства и братства. Отказывается от своего дворянства и графского титула, называя себя *гражданином Бономом*. В период Конвента поддерживает якобинцев, затем становится сторонником Директории и Консульства Наполеона Бонапарта. С 1797 обращается к научным знаниям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, посещает с образовательными целя ми Англию и Германию. Конт некоторое время был его секретарем и соавтором. К концу жизни вокруг С.-С. сплотился небольшой кружок учеников и последователей Б.П.Анфантен, С.А.Базар, О.Родриг и др., образовавших затем школу сен-симонизма, которая просуществовала до середины 1830-х. Основные сочинения: *Письма женевского обитателя к современникам* (1802), *Очерк науки о человеке* (1813-1816), *Труд о всемирном тяготении* (1813-1822), *О промышленной системе* (1821), *Катехизис промышленников* (18231824), *Новое христианство* (1825). С.-С., видя, что революция во Франции не достигла цели, что она не построила нового общества, пришел к выводу, что сами революции, порождаясь стихией бедности и стремлением неимущих к равенству и перераспределению богатства, приводят общество в состояние хаоса и анархии. Чтобы избежать подобных потрясений в будущем, будучи рационалистом в духе 19 в., поставил перед собой цель создать и претворить в жизнь научную социальную систему, которая позволит свести *кризисы, которые народы должны испытать на себе и которых не может предотвратить никакая сила в мире, к простым переменам в их правительствах и финансах*. Единственный путь к достижению этой цели С.-С. видел в том, что люди должны иметь общество, наиболее выгодное для наибольшей массы и которое способно улучшить положение многочисленного бедного класса. Это заставило С.-С. обратиться к проблемам исторического развития в целом. Разделяя взгляды французских материалистов и выступая против деизма, пришел к выводу, что законы *социальной физики* и, в первую очередь, универсальный характер ньютоновского закона всемирного тяготения, распространяются и на общественные явления. Два положения идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества составляют сущность философских взглядов С.-С. Главный критерий прогресса развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель благосостояние и счастье большинства общества. Соответственно история, по С.-С., прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития: 1) *теологическую* (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство); 2) *метафизическую*, основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю; 3) *позитивную* будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями светскими учеными и *промышленниками*. Общество будущего, по С.-С., это общественный идеал, воплощенный в *промышленной системе*, переход к которой является универсальной исторической неизбежностью: *Все народы на земле стремятся к одной цели, она состоит в том, чтобы перейти от правительственного, феодального, военного режима к административному, промышленному и мирному...*. Основной принцип *промышленной системы*, согласно С.-С., искоренение *всякого паразитизма* и всемерное развитие производительных сил общества, которое позволило достичь громадного роста богатства в интересах класса *промышленников*, охватывающего всех тех, кто непосредственно занят в системе производства: земледельцы, фабриканты, инженеры, рабочие, торговцы и др. Будущее общество у С.-С. основано на: научнои планово-организованных производствах с сохранением частной собственности и классов; введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение *по способностям*; управлении не людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством. *Промышленная система* была дополнена концепцией *нового христианства*, имевшей религиозную форму изложения, так как С.-С. считал, что *простой народ* не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с *прогрессом наук*. Религиозная форма учения, его лозунги приоритета общего блага над личным (*Все люди братья*) должны были дополнить моральными материальные стимулы *промышленной системы*. Исторические взгляды С.-С. явились значительным шагом вперед в понимании смысла и движущих сил общественного развития. С.-С. рассматривал историю как смену созидательных и разрушительных периодов, как потом стало принято говорить у сен-симонистов, эпох *органических* и *критических*. Первым увидел и понял основу общества в промышленном производстве (индустрии), отвел важнейшую роль в экономической деятельности формам собственности, а также классам, находящимся в определенном отношении к этим формам. С.-С. были высказаны идеи о неизбежности объединительной тенденции в развитии человечества (в первую очередь, Европы) через утверждение всемирной ассоциации народов и стирания национальных границ. Некоторые мысли С.-С. положили начало ряду конкретных социологических теорий. Например, теория бюрократии имеет теоретические истоки у С.-С., который первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; идея особого назначения людей, обладающих знаниями и способностями, необходимыми для достижения общественных целей, зало жила основы для теории технократии. С.-С., наряду с французскими энциклопедистами, впервые разделил на теоретическом уровне понятия *гражданское общество* и *государство*, ввел термины *индустриализация*, *индустриальное (промышленное) общество*. Идеи С.-С. оказали большое влияние на развитие социалистических учений во Франции, Германии, Италии и России. Идеи С.-С. о роли носителей знания в историческом процессе получили развитие в современных концепциях технои экспертократии (см. Философия техники).