История философии

СЕЛЛАРС РОЙ ВУД (18801973)

американский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: *Критический реализм* (1916), *Эволюционный натурализм* (1922), *Принципы и проблемы философии* (1926), *Философия физического реализма* (1932), *Рефлексия над американской философией изнутри* (1969), *Отвергнутые альтернативы* (1973) и др. Собственную, в принципе материалистическую (по С., *реальность есть оформленная материя*), концепцию С. называл *эволюционным натурализмом*, отличным от теологических интерпретаций эволюционного процесса. При этом, по мысли С., фундироваться адекватные философские подходы должны *физическим реализмом*, согласно которому *все существующее существует в пространстве и времени и является или физической системой, или тем, что в экзистенциальном отношении неотделимо от нее*. *Реализм здравого смысла*, согласно С., весьма созвучен подлинным истинам: *Простой человек смотрит вовне и принимает результаты с их наличной ценностью. Чувство вещности во внешнем мире доминирует над его восприятием. Оправданная функция идеализма, поскольку он апеллирует к реальным физиологическим, логическим и психологическим фактам, это борьба против простоватости здравого смысла... К сожалению, идеализм обычно выходит за границы этого, утверждая, что мы не можем знать физическую реальность*. Но, по мысли С., объекта познания, целиком совпадающего с чувственно данным, нет и быть не может: необходим отказ от отождествления объекта и ощущения. (По С., сознание не может выйти за пределы организма: оно существует только на основе тех или иных состояний мозга.) Процесс познания, по схеме С., структурирован и включает в себя следующие элементы: внешний материальный объект, восприятие как содержательный элемент сознания, акт отнесения второго к первому. Как полагал С., *целостный акт восприятия с его суждениями, категориями и различениями является наиболее элементарной единицей в познании внешнего мира*. Не оставаясь заключенным в мире данных, согласно С., можно полагать, что восприятие является *актом суждения, направленным вовне*. Субъект, по С., подвергает элементы физического мира собственным практическим воздействиям с целью реализации жизненного интереса: избранная вещь становится объектом познания. *Данные* (или восприятия) продукт воздействия последнего на нервную систему: субъект же посредством самых разнообразных процедур соотносит их с объектом. По мысли С., *в основе познания лежит воспроизведение порядка*. (*Тот факт, что наука работает, давая нам возможность предсказывать события и контролировать окружающую среду, оправдывает нашу уверенность в том, что мы достигаем знания об окружающем мире*.) Одновременно С. отвергал теорию отражения, полагая, что *господствующим допущением в этой концепции является то, что содержанием физических вещей является чувственная природа. Но сама уникальность сознания как будто исключает такой взгляд*. Соответствие же знания о вещи с самой этой вещью, по С., достигается тем, что вещь правильно указана, обозначена и символизирована. (Ср.: идея *первичных* и *вторичных* качеств Локка.) Позже, в конце 1950-х, С. отметил, что *Энгельс и Ленин были совершенно правы, считая ощущения в некотором смысле отражениями вещей, и что феноменализм и идеализм заблуждались, превращая ощущения в конечный объект познания*. С. разрабатывал *эмерджентистскую* концепцию *уровней организации* природы, согласно которой появление качественно нового связано с динамичным переходом к ее более высоким, несводимым к низшим, уровням. Полемизируя с моделью в принципе непредсказуемой *эмерджентной эволюции* С.Александера, С. подчеркивал, что *отрицание возможности предвидения... появилось как реакция на лапласовское признание почти априорной выводимости*. По мысли С., *для меня, как последовательного натуралиста, физические системы являются окончательными и я не вижу оснований постулировать экстрафизический низус такого рода, который признают Морган и Александер. Для меня природа внутренне динамична. Я выразил бы это, сказав, что... причинность есть *прогрессивное движение* физических систем*. (Т.е., в отличие от схемы С.Александера, у С. эволюционирует не пространство-время, а та или иная, вполне конкретная физическая система.) В этике С. подчеркивал исторический и социально обусловленный характер моральных оценок и антиэкстремистских нравственных ценностей: *рациональная эволюция всегда лучше, чем нарушение жизненного процесса и революция*.