История философии

СВЕРХЯ (СУПЕРЭГО ИДЕАЛЬНОЕЯ ИДЕАЛЯ ЯИДЕАЛ)

понятие и гипотетический конструкт; традиционно используется представителями интеллектуальных направлений, постулирующих идею о принудительно-репрессивном характере по отношению к человеческому *Я* институтов социализации, а также структур социальности и позиций *трансцендирования* /о последнем в данном контексте см. 3) настоящей статьи А.Г., T.K./. 1) В учении Фрейда А). Часть Я (Эго), в котором инициируются и развиваются главные составляющие комплекса совести, моральных черт, идеалов и рефлексивных способностей человека: самоконтроля, самонаблюдения и т.п.; представитель всех моральных ограничений и источник стремлений к нравственному совершенствованию. Б). Сфера осуществления процессов родительных интроекций. Понятие *С.* впервые появилось в работе Фрейда *Я и Оно*. Предполагается, что С. отлично от сознания тем, что, включая в себя элементы бессознательного, описывается в понятийных рядах общей теории психологии (а не этики). Кроме этого, инициируемые С. санкции и табу принадлежат к прошлому опыту индивида и нередко вступают в конфликт с ценностями настоящего. Несмотря на то, что в психоанализе интроекция родителей в сферу С. трактуется основополагающим психическим процессом, конституирующим последнее, в современном фрейдизме господствует точка зрения, согласно которой С. не может точно воспроизводить интроецированные образы родителей, ибо в юном возрасте ребенок наделяет внешние объекты преимущественно собственными характеристиками и свойствами. Избыточные жесткость и радикализм С. нередко объясняются в этом контексте повседневным насилием индивида над собственными чувствами в детстве, а также проявлением черт Эдипова комплекса. Энергетической основой С. полагаются импульсы агрессии, продуцируемые Оно: в случае направленности агрессивных актов на самого индивида имеет место моральный мазохизм (обращение садизма против себя, присущий неврозам навязчивых состояний или, по Фрейду, когда *желание мучать превращается в самоистязание и самонаказание*). Психотерапевтическая и психоаналитическая коррекция С. традиционно осложнена сочетанием в его структуре результатов *архаических* младенческих интроекций, с одной стороны, и компонентов обретенного на базе жизненного опыта человека рефлексивного самосознания, с другой. 2) В языковых играх некоторых субъектов контркультуры 1960-1970-х Бог. Репертуары интеллектуально-нравственного террора, осуществляемого идеологами *новых левых*, предполагали деструкцию основополагающих общественных идеалов с целью разрушения основ капитализма. В 1960-е ниспровержение С.-Бога акцентированно носило карнавально-эротический характер, фундированный романтическим утопизмом и кросс-культурным молодежным языком универсальных символов-паролей. Разрушение большей части сакральных табу в ходе сексуальной революции результировалось в эмоциональном пресыщении значительной совокупности людей и травмирующем проникновении бессознательного в сферу сознания. Коллективные и индивидуальные проблемы рядовых представителей постиндустриального общества были редуцированы бюрократическими социальными институтами до уровня вопросов терапевтического порядка: соответствующие фантазмы и *фанатизмы* устранялись интенсивным психоанализом, пропагандой поведенческих ритуалов и ценностных смыслов реинкарнации, освоением пространств и техник медитации системной многомерной психотерапией эпохи нового нарциссизма. Последний предполагал в качестве собственной сверх-задачи обретение возможности преодоления любящего Другого Бога. По мысли Фуко, данные процедуры поэтапно трансформируют историю как сферу Божественного промысла в сферу осуществления Логоса Другого: соответственно изменяется и статус С. в иерархии уровней мотивации человеческого поведения. 3) Согласно Мамардашвили, организация человека в качестве *существующего существа* осуществляется посредством *постоянного сознания себя в актах мышления* или в состоянии *трансцендентального сознания* одного из конституирующих начал С. По мысли Мамардашвили, *сверхчеловеческое* это некое предельное для человека состояние, лишь устремляясь к которому, лишь через собственное отношение к которому человек способен создать себя в качестве человека. Переинтерпретируя мысль Декарта о том, что для воспроизводства бытия требуется вдвое больше усилий, чем для его творения, Мамардашвили утверждает: *Онтологическое устройство бытия воспроизводит себя лишь с включением нашего усилия...*. *Личностные основания* мыслей людей, по Мамардашвили, могут быть охарактеризованы *принадлежностью другому пространству и времени*: *нравственность должна иметь де факто некоторые абсолютные основания вневременного*. В таком контексте *трансцендирование* предполагает не существование абсолютного вневременного мира, а, напротив, означает *выход человека за данную ему стихийно и натурально ситуацию, за его природные качества, способность соотнести себя с чем-то не в природе лежащем*. Как полагал Мамардашвили, трансцендирование позволяет выходить за рамки и границы любой культуры, любой идеологии, любого общества и находить основания своего бытия вне зависимости от их временных изменений: *без форм и изначальных надындивидуальных устоев человек отбрасывается в сферу исторического бессилия, *немоготы*. Ведущими принципами трансцендирования Мамардашвили считает *принципы трех К*: а) декартовский принцип cogito любые события происходят не без участия сознания; б) кантовский принцип, постулирующий право человека на осмысленность особые умопостигаемые объекты, дающие возможность совершить акт познания или моральной оценки; в) принцип Кафки, предполагающий ситуацию абсурда и заставляющий человека выходить из нее, искать смыслы. С точки зрения Мамардашвили, трансцендирование это не просто форма, это *бесконечная форма всякой актуальности*, это свобода самоосуществления. Последняя в качестве принципиального условия трансцендирования не есть выбор, данная свобода суть *движение, путь человека к самому себе*. *Внутренняя свобода*, по Мамардашвили, это размышление о том, *что больше тебя*, это *реально явленная свобода в смысле освобожденности человека внутри себя от оков собственных представлений и образов*. (Ср. у Дж.Брунера в *Психологии познания*: *Три вопроса повторяются неизменно: что в человеке является собственно человеческим? Как он приобрел это человеческое? Как можно усилить в нем эту человеческую сущность?*)