История философии

РОЗЕНЦВЕЙГ ФРАНЦ (18861929)

немецкий философ-диалогист. Изучал медицину, затем историю, написал докторскую диссертацию по философии Гегеля (1912). Во время Первой мировой войны был на фронте. В 1919 стал одним из основателей Свободной Еврейской Академии. В 1922 заболел тяжелой формой паралича, сохранив, однако, до последних дней жизни интеллектуальную активность. Основные сочинения: *Гегель и государство* (1921), *Письма и дневники. 1909-1918* (опубликованы в 1979) и др. Для философии диалога Р. характерен решительный поворот к метафорике слова. В работе *Звезда Искупления* (1921) он попытался изложить свое понимание грамматики эроса или, иначе, языка любви. Грамматике эроса, по Р., соответствует иного типа логика *логика Я и Ты*, отличная от аристотелевской, проблемы которой связаны с проблемами *предметного* мышления. Исходя из этого, Р. представил сферу *диа* диалога как рядом-расположенность участников встречи в глазах Высшего стороннего наблюдателя. *Бог, мир, человек три сферы специфической онтологии* Р., которая, *прерывая тотальность тревоги небытия, не возвращает человеческую экзистенцию к заботе о своем бытии, а ведет к фронтальному отношению с другим человеком*, писал Левинас. Межличностное общение в концепции Р. стало той первичной реальностью, постижение которой он связал с нерефлексивным *верованием*. Таким образом, Р. стремился раскрыть сущность интерсубъективности, принимая во внимание субъективность как полную противоположность *безличности*, безразличия как ступень к принятию другой субъективности. Р. сумел привлечь внимание к такой иррациональной реальности, каковой является, определяемая по Р., божественным вмешательством устремленность одной личности к другой. В результате истина слова, понимаемая как истина религии, стала апофеозом диалогики Р. [См. также *Звезда искупления* (Розенцвейг).]