История философии

ПСЕВДОДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

(от греч. член Ареопага, судебной коллегии в античных Афинах) христианский неоплатоник 5 или начала 6 в., представитель поздней патристики. Наиболее известными мыслителями, ассоциировавшимися с П.-Д.А., выступали: Петр Ивер (412-488), Север Антиохийский и др. Главное сочинение П.-Д.А. *Corpus Areopagiticum* включает четыре трактата (*О божественных именах*, *О небесной иерархии*, *О церковной иерархии*, *О мистическом богословии*) и десять посланий. Труды П.-Д.А. (в переводе на латинский язык, осуществленным Иоанном Скотом Эриугеной) стали известны на Западе с 9 в. и стали предметом комментариев Фомы Аквинского, М.Фичино и др. Сочинения П.-Д.А. написаны от имени персонажа новозаветных *Деяний апостолов* (17, 34) образованного гражданина Афин, обращенного в христианство в 1 в. проповедью апостола Павла, первого христианского епископа своего города. (Данная точка зрения просуществовала до 16 в.) Первая полемика по поводу трудов П.-Д.А. датируется 533 (дискуссия между православными богословами, отрицавшими их аутентичность, и адептами монофизитства). В дальнейшем сомнения в подлинности *Corpus Areopagiticum* высказывали Л.Валла, Эразм Роттердамский и др.: ряд особенностей трактатов и посланий П.-Д.А. (стилистика, культовые реалии, текстуальные заимствования из Прокла) требуют датировать их периодом не позже второй половины 5 в. В основании миропредставления П.-Д.А. лежит неоплатоническое представление о принципиальной неописуемости и неопределимости Бога наряду с идеей об условной осуществимости богопознания посредством построения иерархии аналогий. (Так, по мысли П.-Д.А., Бог неизречен, *Божественный мрак* таинственен, *Божественный свет* недосягаем *по причине преизбытка сверхсущностного светолития* и незрим *по причине чрезмерной ясности*.) Иерархическая онтология, присущая неоплатонизму, апплицируется П.-Д.А. на сопряженную социальную проблематику: *церковная иерархия* выступает прямым продолжением *иерархии небесной*. Так, по версии П.-Д.А., мировая лестница выглядит так: *пресветлый мрак*, единый Бог серафимы, херувимы, престолы; господства, силы, власти; начала, архангелы, ангелы (это строение *небесной иерархии*). Далее епископы, священники, диаконы; монахи, члены христианской общины, оглашенные. Ниже церковной иерархии остальной мир: разумные существа, живые неразумные существа, безжизненные тела. Образ церкви у П.-Д.А. акцентированно статичен: иерархия людей прямое продолжение иерархии ангелов суть цепь отражений чистого света в ничем незамутненных зеркалах. Эта последовательность, согласно П.-Д.А., и задает стройный распорядок таинств святой церкви. (Эстетическая интерпретация П.-Д.А. картины мира как иерархии света оказала значимое воздействие на средневековую эстетику.) Учение П.-Д.А. как система философской теологии включало в себя три рода теологии: катафатическую (Бог, *будучи Всем во всем и Ничем в чем-либо, всеми познается из всего и никем из чего-либо*), символическую и мистическую (в ее рамках: апофатическую теологию и теологию сверхумного экстаза как высшей формы познания Бога). Для раскрытия божественной природы П.-Д.А. предлагались два пути богословствования: апофатический (по отношению к божественной единичности) и катафатический (по отношению к божественной троичности). Благодаря этим двум методам выявляется бесконечная степень абсолютно всех мыслимых предикаций *божественного мрака* Единого, так что Он может именоваться, к примеру, различающимся тождеством подвижного покоя. Сверхмыслимый Бог, по П.-Д.А., заключает в себе черты плотиновской благой единицы и бесформенной *умной материи*. Христос же выступает наподобие неоплатонического числа, *утверждая согласие между частями и целым*. При неоплатонической категории простой математической единичности Бога слова бессмысленны и в поэтическом космосе вовсе не нужны. Поэтому, по мысли П.-Д.А., умный экстаз Плотина есть бессловесное *упрощение* до числовой единицы. Только в Троице, замечает П.-Д.А., которая при этом по своей божественной фигуре геометрически равна одному, обретает деятельное (энергийное) значение любая словесность, выявляющая сущности. Отсюда катафатическое богословие, созерцающее Троицу, призвано исследовать любые имена, фиксирующие сущность предметов; следовательно, божественные Имена являются основным ее предметом. На основании этого П.-Д.А. утверждал, что благодаря пресвятой Троице *все рождаемое на небесах и на земле получает бытие и наименование*. Бог включает в себя все умные потенции и энергии, поэтому зло не участвует в действительном протекании сущего. Оно есть лишь оскудение и недостаток добра: *злу даруется бытие по воле случая, и проявляться оно может только в чем-то ином, поскольку не имеет собственного бытия*. Абсолютного зла не может быть вовсе, т.к. оно есть полнейшее отсутствие божественного Блага. В традиции, заложенной П.-Д.А., специфическую трактовку получили понятия *трансцендентный* и *имманентный*. Трансцендентным человеческому мышлению считается восхождение от дольнего мира к миру горнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования, имманентный же нисхождение от горнего мира к дольнему, что составляет предмет апофатического метода богословствования. Учение П.-Д.А. обрело официальный статус в православии византийского канона благодаря его интерпретации Максимом Исповедником.

  1. псевдодионисий ареопагитПСЕВДОДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТstrongот греч. член Ареопага судебной коллегии в античных Афинах христианский неоплатоник или начала в. представитель поздней патристики. Наибо...История философии II
  2. псевдодионисий ареопагитDionysius the PseudoAreopagite. Coчинения ПсевдоДионисия Ареопагита один из важнейших источников христианского платонизма попавшего в средневековое христианство из ранней...Теологический энциклопедический словарь
  3. псевдодионисий ареопагитПСЕВДОДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ Dionisios Areopagitus т.е. член Ареопага древней судебной коллегии в Афинах христианский мыслитель или нач. в. представитель поздней патристик...Философская энциклопедия
  4. псевдодионисий ареопагитПСЕВДОДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ от греч. член Ареопага судебной коллегии в античных Афинах христианский неоплатоник или начала в. представитель поздней патристики. Наиболее и...Энциклопедия История философии
  5. псевдодионисий ареопагитПсевдоДионисий Ареопагит т. е. член Ареопага древней судебной коллегии в Афинах христианский мыслитель V или начала VI в. представитель поздней патристики. Трактаты и пос...Энциклопедия культурологии
  6. псевдодионисий ареопагитDionysios Areopagites представитель восточной патристики V или нач. VI в. соч. крого написаны от имени Д. А. упоминаемого в Библии. Настоящее имя не установлено. Опираяс...Эстетика