История философии

ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

понятие философии постмодернизма, выражающее парадигмальную установку современной философии на отказ от презумпции возможности построения единой и системной концептуальной модели мира как в понятийном пространстве философии, так и в понятийном пространстве любой другой мыслительной системы (наука, теология, этика и др.). В обосновании П.М. постмодернизм опирается на осуществленную философией модернизма критику метафизики, ориентированной на поиски единства сущности, происхождения и оснований мироздания (см. Метафизика): по словам Ницше, в любом случае речь идет о *метафизическом первотолчке, который пробивается наружу в концепциях вроде той, что в начале всех вещей находится наиболее ценное и существенное*, и, однако, *бытие неведомо метафизике* не столько потому, что она, *мысля* его, удаляет бытие от себя как мыслимое, сколько потому, что *бытие само по себе исключает себя из существующего* (Хайдеггер). П.М. фундировано радикальным отказом постмодернизма от презумпции логоцентризма, типичной для классической культуры западного типа и имплицитно полагающей пронизанность бытия имманентным логосом (см. Логос, Логоцентризм, Логотомия, Логомахия). По оценке Деррида, *новая практика предполагает... разрыв с тем, что привязало историю... к истории метафизики*. В противоположность характерной для классической традиции *непротиворечивой логике философов* (Деррида), фундирующей собою артикуляцию философии как *философии тождества* или *философии идентичности* (см. Тождества философия, Идентичность), постмодернизм, по оценке Деррида, отрицает правомерность претензий философии на усмотрение в процессуальности бытия того, что могло бы быть обозначено как *прочный и устойчивый логос*, ибо то, что в рамках классической терминологии именовалось таковым, носит принципиально игровой характер, *скрывает игру* (см. Логомахия). Смысл понимается постмодернизмом не как имманентный объекту (миру, тексту) и подлежащий экспликации, но как результат произвольно реализуемых дискурсивных практик (в чем сказывается влияние ницшеанской семантической фигуры *воли к власти*): по оценке Клоссовски, *тотальность существующего оказывается отныне объектом одной воли к завоеванию... Так заканчивается западная метафизика*. Применительно к онтологии, Фуко постулирует тотальное отсутствие исходного *смысла* бытия мироздания: за вещами находится... не столько их сущностная и вневременная тайна, но тайна, заключающаяся в том, что у них нет сути, или что суть их была выстроена по частицам из чуждых им образов*. Аналогично, применительно к так называемой социальной онтологии, постмодернизмом отвергается классическая презумпция наличия *латентного смысла* истории (Деррида); применительно к семиотическим средам постмодернистская философия отказывается *признавать за текстом (и за всем миром как текстом) какую-либо *тайну*, то есть окончательный смысл* (Р.Барт). В целом, *история репрезентации* расценивается постмодернизмом как *история икон история длительного заблуждения* (Делез). Таким образом, постмодернистские ориентации в данной сфере интегрируются в такой парадигмальной презумпции постмодернизма, как *жертвование смыслом* (Деррида). Характерное для постмодернизма видение реальности артикулируется как *постмодернистская чувствительность* , т.е. парадигмальная ориентация на усмотрение хаоса в любой предметности (см. Постмодернистская чувствительность). В мыслительном пространстве, задаваемом парадигмальными презумпциями постмодернизма, исключающими идею целостности, конституирование какой бы то ни было картины реальности возможно лишь двумя путями: либо посредством симуляции (см. Симуляция, Симулякр), либо посредством произвольного абстрактного моделирования реальности как принципиально нон-финальной (нерезультирующейся) процессуальности (см. Виртуальная реальность). В соответствии с этим, когнитивные стратегии философии эпохи постмодерна фундированы программным требованием *не полагать, что мир поворачивает к нам свое легко поддающееся чтению лицо, которое нам якобы остается лишь дешифровать: мир не сообщник нашего познания, и не существует никакого пре-дискурсивного провидения, которое делало бы его благосклонным к нам* (Фуко). Постмодернистский взгляд на мир снимает самую возможность постановки проблемы познания как экспликации глубинного смысла объекта (бытия в целом): во-первых, презумпциями номадологии (см. Номадология) снята сама идея глубины (см. Плоскость, Поверхность), а, во-вторых, рассмотрение объекта в качестве ризоморфного (см. Ризома) предполагает признание того, что плюральная семантика обретаемых ризомой вариантов конфигурирования (случайным образом сменяющих друг друга и непредсказуемых даже на уровне вероятностного прогноза см. Неодетерминизм) не позволяет сконструировать смыслового единства и даже смысловой определенности ризомы. *Парадоксальный элемент* (Делез) потому и парадоксален, что он выходит за границы знания (доксы), очерчивающей проективно рассматриваемое пространство трансформаций. Каждый из конкретных проектов постмодернистской философии вносит свой вклад в деструкцию метафизики и конституирование теоретических основ П.М.: так, в контексте постмодернистской концепции симуляции (см. Симуляция) *исчезает... различие между симуляцией и реальным. И, тем самым, не остается места для метафизики* (Бодрийяр); в контексте постмодернистской номадологии (см. Номадология) происходит снятие так называемых *метафизических оппозиций* (Деррида) и отказ от самой идеи бинаризма (см. Бинаризм). Реформаторская позиция постмодернистской философии в отношении понимания детерминизма, предполагающая нелинейную интерпретацию последнего, также влечет за собой радикальную критику метафизики как основанной на идеях исходной упорядоченности бытия, наличия у него имманентного смысла, который последовательно развертывается в эволюции мира и может быть (в силу своей рациональной природы) реконструирован в интеллектуальном когнитивном усилии. Аналогичные процессы, вызывающие существенные трансформации современного мировоззрения, имеют место сегодня и в сфере естественно-научного познания. Так, оценивая переход современной науки к новому видению мира, синергетика отмечает, что *естественные науки избавились от слепой веры в рациональное как нечто замкнутое* (Пригожин, И.Стенгерс). Таким образом, философия постмодернизма фактически отказывается от традиционного для классической европейской философии восприятия метафизики как парадигмы интерпретации реальности в духе дедуктивного рационализма, позволяющего конституировать универсально-рациональную картину мира (артикулировать онтологию как метафизику). Такая позиция задает в философии постмодернизма презумпцию жесткого дистанцирования от любых попыток конституирования метафизической картины мира в классическом ее понимании. Б.Мак-Хал отмечает в этом контексте присущий культуре постмодерна своего рода *запрет на метафизику (unlicensed metaphysics)*. Вместе с тем, *трансгрессия смысла не есть доступ к непосредственной и неопределенной идентичности бессмыслия... Скорее следовало бы говорить об *эпохе* эпохи смысла, то есть о письменном вынесении за скобки эпохи смысла* (Деррида). В этом аксиологическом пространстве философия постмодернизма конституирует свою стратегию следующим образом: *вести себя* (т.е. конституировать философское знание) не по отношению к универсально общему (ср. подход Гегеля), а по отношению к *единичному или особенному, лишенному подобного или равноценного* (Делез). (См. также Метафизика, Различия философия.)

  1. постметафизическое мышлениепонятие философии постмодернизма выражающее парадигмальную установку современной философии на отказ от презумпции возможности построения единой и системной концептуальной...Словарь постмодернизма
  2. постметафизическое мышлениеПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ понятие философии постмодернизма выражающее парадигмальную установку современной философии на отказ от презумпции возможности построения един...Энциклопедия История философии