История философии

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ

(*Die Grundbegriffe der Metaphysik*) работа Хайдеггера. Явилась названием лекционного курса, прочитанного Хайдеггером в 1929-1930. Ему предшествовали лекции 1925-1926, прочитанные в Риге, затем фундаментальный труд *Бытие и время* [см. *Бытие и время* (Хайдеггер)], а также лекции, прочитанные в Давосе в 1928 и их результат работа *Кант и проблемы метафизики*. Отношение Хайдеггера к метафизике эволюционировало на основании идей философии жизни: рассмотрение жизни с точки зрения длительности (Бергсон), интерпретации бытия как истории (Дильтей), отрицание истинности вечного и утверждение преходящего временного (Ницше), а также критики феноменологии. Феноменология, провозглашая идею философии как абсолютной науки, и дала толчок критическим настроениям Хайдеггера. По мнению мыслителя, начиная с эпохи Нового времени сущность науки как *исчисляющего и измеряющего* исследования выразилась в математизации знания, теории *действительного*. Но философия занимается не предметно-наличным это прерогатива позитивных наук, она осмысливает то, что не сводится к наличности. Человек не может быть сведен лишь к миру природы, так как следствием этого, считает Хайдеггер, является современная *технизация знания*, а научный мир, как укажет он в своих более поздних работах, становится кибернетическим миром. Отсюда вытекала основная задача мыслителя: исследовать не предметное бытие, представленное в сознании человека, а найти тот онтологичекий фундамент человеческого бытия, который не зависим ни от сознания, ни от бессознательного *бытие сознания*. Он называет его Dasein, *здесь-бытие* как данное в форме потенциальной открытости индивиду и рассматривает его в качестве человеческой экзистенции (см. Dasein). В связи с этим не случайно и название первой главы данной работы, где Хайдеггер, интерпретируя понятие философии, уже подспудно дает ответ, т.е. позволяет открыться понятию метафизики не в традиционно-натуралистическом плане, *овнешненно*, но *изнутри* в своем изначальном смысле: *Обходные пути к определению существа философии (метафизики) и необходимость увидеть метафизику в лицо*. *Увидеть метафизику в лицо* и выражает основную интенцию Хайдеггера обосновать метафизику посредством вопрошания о человеке или точнее способе существования человека как лица. Характерным является указание Хайдеггера на двусмысленность философии в обосновании ее как науки или мировоззренческой проповеди. Философия не может быть сравнима ни с чем, и никакими окольными путями (через искусство или религию) ее невозможно постичь. Она постоянно ускользает *как человеческое дело в темноту существования человека*; она есть философствование, проявляющее себя в экзистенциально-ностальгической форме вопрошания, как желания *быть повсюду дома*, *присутствовать в мире*. Метафизическое вопрошание *что есть мир?* оборачивается постановкой подвопроса: *Что такое человек?*, когда каждый в ответе за себя, как единственный, стоит перед целым и представляется в человеческом существовании темпорально как проектация себя в нечто большее, чем он есть в данный момент *быть-всегда-уже-впереди-себя-в-мире-при-внутри-мировом-сущем*. Хотя Хайдеггер и оставляет для философии возможность быть чем-то вроде науки и мировоззрения, он подчеркивает присутствие человека в ней, называя ее *мышлением бытия*: *Само мышление есть путь. Мы соответствуем этому пути только тогда, когда остаемся на пути*. Таким образом, философия по Хайдеггеру это метафизика как философствование и является фундаментальнейшим событием в человеческом бытии, усилием увидеть себя и мир в ее лице. Но усилие это действование, и если философия доступна каждому и касается каждого, то открывается она лишь, опираясь на внутреннюю субстанцию человека. Смысл философии как человеческого дела выражается в поступке: *Философия имеет смысл только как человеческий поступок. Не истина есть, по сути, истина человеческого присутствия. Истина философствования укоренена в судьбе человеческого присутствия*. Новоевропейская традиция, подвергнувшая сомнению знание не могла поставить под вопрос человеческое присутствие, да это и невозможно, считает Хайдеггер, так как философия обнаруживает себя до появления наук. Он исследует этимологию слова *метафизика*, которая восходит к более первичному слову *фюсис* и в переводе означает, не столько природу в узком новоевропейском звучании в противоположность истории, но в более широком, преднаучном, объемлющем не только природу и историю, но также и божественное сущее. Хайдеггер артикулирует значение *фюсис* как *рост*, *растущее*, *самообразующее владычество сущего в целом*, к которому принадлежит и сам человек. *Фюсис* как полновластие владычествующего изъявляет свое правило, закон сущего, явленный в человеке посредством его речи *логосе*, понимаемом как *извлечение из утаенности*. Хайдеггер цитирует Гераклита, подтверждая свою мысль: *Владычеству вещей присуще стремление утаиться*. Наделенный высшим даром сказать неутаенное, открыть истину, человек вступает в противоборство с самим сущим в целом, экзистирует в качестве человека и, тем самым, сообщает сущему свою истину *как судьбу человеческой конечности*. Но, возвращаясь к исследованию понятия *метафизика* и, в частности, к *фюсис*, следует отметить, что постепенно его первоначальный смысл как *нечто постоянно себя образующее и разрушающее* утрачивается, или скорее затвердевает в *нечто* как отделенном от всего остального, некоей собственной области, отличной, например, от *техне* и одновременно обретает смысл внутренний сущности определенной вещи, закона вещи. Развертывание этих двух значений *фюсис* получило свое закрепление в философии Аристотеля и выражает, с одной стороны, вопрошание о сущем в целом, сущее вообще, а с другой вопрошание о бытии, собственно сущем, где сущее берется в своем бытии как *усия*. По мнению Хайдеггера, со смертью Аристотеля философия распадается, живое вопрошание отмирает и набирает силу намеченное еще Платоном разделение философии на логику, *фюсику*, этику и превращение ее в *эпистему* науку, дисциплину, дающую знания. Аристотелевское наследие почти забывается. Но в 1 в. н.э. начинается систематизация аристотелевских сочинений и перед собирателями встает задача распределить материал Аристотеля по вышеуказанным трем дисциплинам. Систематизаторы сталкиваются с определенной трудностью, не зная, куда включить то, что Аристотель называет *первой философией*. Ее невозможно поместить в физику и тогда она располагается под рубрикой *мета та фюсика*, что и определяет технический характер значения метафизики: *мета* означает *за*, *после*. В процессе слияния этих двух греческих слов в латинское выражение metaphisica, приставка *мета* меняет свое значение, и *метафизикой* теперь называется особый характер мышления, познание сверхчувственного. Термин *метафизика* наполняется содержательным значением, которое в своей исторической судьбе, как считает Хайдеггер, выявляет три недостатка. Одним из них явилось *овнешнение* понятия метафизики как результата доминирующего отношения к сверхчувственному в христианской догматике Западной Европы. Она сконцентрировала свое внимание на двух наименованиях составляющих содержание потустороннего: Боге и бессмертии души. Хотя Аристотель и включает в первую философию кроме вопроса о сущем как таковом, т.е. о том, что свойственно сущему как сущему, также вопрос о сущем в целом как о высшем и последнем *божественном*, *тейон*; все же последующие интерпретаторы Аристотеля свели *первую философию* к теологии разума. Предметом последней становится определенное сверхчувственное сущее. Метафизическое, указывает Хайдеггер, выступает как сущее, пусть и высшее, но равно наличествующее с другим сущим. Более того, важным мыслитель считает то, что сверхчувственный характер сущего в своем понятийном значении объединяется с нечувственными бытийными характеристиками последнего, тем, что недоступно чувствам, тем самым уничтожая проблематику *первой философии*. Овнешненность, запутанность и беспроблемность традиционного понятия метафизики ярко прозвучала у Фомы Аквинского, который отождествил первую философию, метафизику и теологию. Объявляя метафизику нормативной наукой, он выделяет ее три основные характеристики, три рода познания: 1. Познание высших причин, de prima causis; 2. Познание того, что обще всему, что мы можем познать с помощью интеллекта, de ente. 3. Познание того, менее всего определяется отдельным, нечто существующее само по себе, de Deus. Хайдеггер подмечает двойственность определения метафизики у Фомы Аквинского в зависимости от ее соотнесенности: относительно Бога и относительно того, что обще каждому сущему, подтверждая еще раз видоизменение этого понятия в истории философии. В эпоху Нового времени метафизика, по Хайдеггеру, рассматривается как научное знание, и ее основным содержанием становится проблема абсолютной достоверности метафизического познания. *Я*, сознание, не ставится под вопрос и выступает фундаментом метафизического познания. Таким образом, прослеживая путь метафизики как движение вопроса о сущем, Хайдеггер приходит к выводу, что вопрос о сущем как таковом должен через вопрос *что есть бытие?* вернуться к вопросу сущности понимания бытия вообще. А так как понимание это не только способ познавания, но момент экзистирования, то проблема обоснования метафизики находит свой исток в метафизике Dasein, которая открывается с пробуждением метафизики в самом Dasein. Вопрошание о бытии фундируется внутренней возможностью Dasein разумением бытия, как выявления его конечности, и в то же время открытостью (Da), свершающейся в прорыве в сущее. Выявление внутренней возможности того, чем является Dasein, происходит в плане наброска, конструкции. Хайдеггер артикулирует этот процесс как *воспоминание*, при котором вырывается из забытости конечность Dasein. Но подлинное воспоминание, по мысли Хайдеггера, это зов, повторение воспоминаемого, постоянное в присутствии. Метафизика не есть то, что создается в учениях или системах, но выявляет себя как трансценденция Dasein. Отсюда мысль Хайдеггера о том, что мышлению должен быть придан *путевой* характер в отличие от современного *господствующего*, который мог бы гарантировать опыт забытости бытия. Человек как некое сущее, брошенное в него и зависимое от него, должен быть ответственным за себя, как некое сущее, что и притягивает его к разумению бытия. В одной из последних своих работ *Положения об основании* Хайдеггер пишет: *Не остается ли сущность человека, не остается ли его принадлежность бытию, не остается ли сущность бытия, все более нас озадачивая, все еще чем-то достойным мышления? Смеем ли мы, если уже дело должно состоять таким образом, оставить на произвол судьбы это достойное мышление в угоду неистовству исключительно считающего мышления и его гигантских успехов? Или мы обязаны найти путь, на котором мышление способно было бы соответствовать этому достойному мышлению, околдованные считающим мышлением, мы прошли в мысли мимо чего-то достойного мышления? Это вопрос. Это мировой вопрос мышления и в ответе на него решается, что станет с Землей и что станет с Dasein человека на этой Земле*.

  1. основные понятия метафизикиОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИstrongDie Grundbegriffe der Metaphysik работа Хайдеггера. Явилась названием лекционного курса прочитанного Хайдеггером в . Ему предшествовали ...История философии II
  2. основные понятия метафизикиработа Хайдеггера Die Grundbegriffe der Metaphysik. Явилась названием лекционного курса прочитанного Хайдеггером в . Ему предшествовали лекции прочитанные в Риге затем ф...Словарь постмодернизма
  3. основные понятия метафизикиОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕТАФИЗИКИ Die Grundbegriffe der Metaphysik работа Хайдеггера. Явилась названием лекционного курса прочитанного Хайдеггером в . Ему предшествовали лекци...Энциклопедия История философии