История философии

НОМАДОЛОГИЯ

(от общеевропейск. nomad кочевник) 1) в собственном (узком) смысле модельная концепция, предложенная Делезом и Гваттари; исходные идеи номадологического проекта впервые были высказаны Делезом в работе *Логика смысла*; окончательную свою формулировку концепция Н. обретает в совместных работах Делеза и Гваттари (прежде всего, второй том *Капитализма и шизофрении*); сводное изложение идей номадологического проекта дано в англоязычном издании *Nomadology* (N.Y.: Semiotex, 1986). 2) В широком смысле фундаментальная для постмодернизма установка на отказ от характерных для классической метафизики презумпций, а именно: а) презумпции жестко структурной организации бытия; б) полагания пространства в качестве дискретно дифференцированного посредством семантически и аксиологически определяющих точек (прежде всего, центра см. Ацентризм, Центризм); в) понимания детерминизма как принудительной каузальности, причинения извне (см. Неодетерминизм); г) выделения фундаментальных оппозиций внешнего внутреннего, прошлого будущего и т.п. (см. Бинаризм); д) полагания смысла в качестве имманентного миру (объекту) и раскрывающегося субъекту в когнитивных процедурах (см. Метафизика). Связывая этот способ мирообъяснения с традицией западной классики, постмодернизм постулирует содержательную исчерпанность его интерпретационного потенциала, выдвигая на смену ему номадологическую модель мировидения. С точки зрения Делеза и Гваттари, современность демонстрирует отчетливо выраженную *потребность в номадизме*. В противоположность метафизической традиции, Н. задает видение мира, опирающееся на радикально альтернативные презумпции: а) рассмотрение предметности в качестве аструктурной (см. Ризома); б) трактовка пространства как децентрированного и открытого для территориализации (см. Ацентризм); в) новое понимание детерминизма, основанное на идее принципиальной случайности сингулярного события (см. Событийность); г) снятие самой возможности выделения оппозиций внешнего и внутреннего, прошлого и будущего, мужского и женского и т.п. (см. Бинаризм); д) придание феномену смысла проблематичного статуса (см. Постметафизическое мышление, Трансцендентальное означаемое, Означивание). Номадологический проект фундирован отказом от презумпции константной гештальтной организации бытия, и это находит свое выражение в конституировании постмодернизмом взамен традиционной категории *структуры* понятия *ризомы*, фиксирующего принципиально аструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий возможность для имманентной подвижности и, соответственно, реализации ее креативного потенциала самоконфигурирования (см. Ризома). В отличие от фундаментальной для классической европейской культуры метафоры *корня* как предполагающего жестко фиксированную конфигурацию и генетическую (осевую) структуру, культура постмодерна, по оценке Делеза и Гваттари, фундирована метафорой *корешка*, т.е. *корневища-луковицы* как *скрытого стебля*, который может прорасти в каком угодно направлении, или сети *корневых волосков*, потенциально возможные переплетения которых невозможно предусмотреть. Ризома принципиально процессуальна, она *не начинается и не завершается. Она всегда в середине...* (Делез, Гваттари). Бытие номадической среды реализуется в последовательно сменяющихся виртуальных структурах: по словам Делеза и Гваттари, *оса и орхидея образуют ризому, будучи гетерогенными... Подлинное становление, превращение осы в орхидею, превращение орхидеи в осу... оба вида становления следуют друг за другом и сменяют друг друга*. Артикулированные в духе Н. идеи могут быть обнаружены не только у Делеза и Гваттари. Так, по Барту, процессуальность письма не результируется в тексте финальным образом: *писать*, в этом смысле, по оценке Барта, *непереходный глагол*. Аналогична *структурная невозможность закрыть... сеть, фиксировать ее плетение* у Деррида. Это позволяет заключить, что эксплицитно выраженные Н. презумпции являются базисными для философии постмодернизма в целом. Номадологический проект предполагает в этом контексте и принципиально новое понимание организации пространства. Используя типичные для соответствующих культур игры как выражающие характерные для этих культур способы членения пространства, Делез и Гваттари противопоставляют шахматы, с одной стороны, и игру кочевников (го) с другой. Шахматы предполагают кодирование пространства (организацию четко очерченного поля игральной доски в качестве *системы мест*) и жесткую определенность соответствий между константно значимыми фигурами и их возможными позициями точками размещения в замкнутом пространстве. В противоположность этому, го предполагает внекодовую территориализацию и детерриториализацию пространства, т.е. рассеивание качественно недифференцированных фишек на незамкнутой поверхности (броски камешков на песке придают в каждый момент времени ситуативное значение фигурам и ситуативную определенность конфигурации пространства). Такое рассеяние есть номадическое распределение сингулярностей, которые *обладают подвижностью, имманентной способностью самовоссоединения*, радикально отличающейся *от фиксированных и оседлых распределений*. Пространственная среда предстает как *недифференцированная*: *мир, кишащий номадическими [кочевыми]... сингулярностями* (Делез). Топологически это означает, что в рамках номадического проекта организация пространства артикулирована радикально нетрадиционно. Прежде всего, это касается его видения в качестве плоскости (см. Поверхность, Плоскость). Согласно номадологическому видению, *генетическая ось как объективное стержневое единство, из которого выходят последующие стадии; глубинная структура подобия*; в противоположность этому, *ризома антигенеалогична* (Делез, Гваттари): она *осуществляется в другом измерении преобразовательном и субъективном*, т.е. принципиально не осевом, не линейном, и *не подчиняется никакой структурной или порождающей модели*, *чуждается самой мысли о ге нетической оси как глубинной структуре* (Делез, Гваттари). По оценке Делеза и Гваттари, *оседлая* (западная) культура, в отличие от кочевой, основана на понимании движения по осевому вектору, для которого топологически внешнее выступает аксиологически внешним, коим можно без семантических потерь пренебречь, в отличие от номадического понимания движения как дисперсного рассеивания, имманентно осуществляющего интеграцию внешнего: *мы пишем историю... с точки зрения человека, ведущего оседлый образ жизни. .. История никогда не понимала кочевников, книга никогда не понимала внешнее*. Важнейшей презумпцией Н. является презумпция программного ацентризма: пространство принципиально лишено того, что могло бы претендовать на статус центра (в терминологии Делеза и Гваттари *Генерала*). Интерпретация ризомы в качестве децентрированной среды оборачивается ее трактовкой как обладающей креативным потенциалом самоорганизации: *ризома может быть разорвана, изломана... перестроиться на другую линию* (Делез, Гваттари). Источником трансформаций выступает в данном случае не причинение извне, но имманентная нон-финальность системы, которая *ни стабильная, ни не стабильная, а скорее, *метастабильна* и *наделена потенциальной энергией* (Делез). Таким образом, понятие *метастабильности* в Н. типологически соответствует понятию *неустойчивости* в современном естествознании, фиксирующему процессуальность бытия системы и ее креативный потенциал самоорганизации, варьирования пространственных конфигураций. Ни один из плюральных вариантов определенности ризомы не может быть аксиологически выделен как предпочтительный (автохтонный в онтологическом или правильный в интерпретационном смыслах): *любая точка ризомы может и должна быть связана со всякой другой* (Делез, Гваттари). Объективация этих возможностей образует подвижную картину самоорганизации ризомы, конституируя между ее составляющими (*сингулярностями*) временно актуальные соотношения *плато*. Сингулярности не только *способны к само-воссоединению*, но пребывание в поле *номадологического распределения* заставляет их *коммуницировать между собой* (Делез), при непременном условии взаимодействия с внешней по отношению к ризоме средой (плоскость как зона соприкосновения). Конкретным инспирирующим толчком (поводом) формирования диссипативного плато выступает в Н. так называемый *парадоксальный элемент*, практически воплощающий собой случайность (случайную флуктуацию) как таковую, он же задает своего рода точки версификации в процессе самоорганизации ризоморфных сред, заставляя сингулярности *резонировать, коммуницировать и разветвляться* (Делез). Соответственно, существенным моментом процессуальности ризомы является принципиальная непредсказуемость ее будущих состояний: *парадоксальный элемент* потому и парадоксален, что он выходит за границы знания (доксы), очерчивающей проективно рассматриваемое пространство трансформаций. По оценке Делеза и Гваттари, *это множественность... но мы пока не знаем, что она влечет за собой, когда... обретет субстантивный характер*. Согласно постмодернистскому видению ситуации, номадологический способ мироинтерпретации отнюдь не является экзотической версией философского моделирования процессуальности, но, напротив, отвечает глубинным запросам культуры западного образца, *уставшей* от собственной ориентации на гештальтную жесткость: по оценке Делеза и Гваттари, *чего нам не хватает, так это Номадологии, отличной от истории... [...] Испытываем ли мы потребность в номадизме более основательном, чем номадизм крестовых походов, номадизм настоящих кочевников или номадизм тех, кто больше не суетится и уже ничего не имитирует?* (см. Симуляция). (См. также Ризома, Ацентризм, Бинаризм, Плоскость, Поверхность, Дерево, Корень, Анти-Эдип.)

  1. номадологияНОМАДОЛОГИЯstrongот общеевропейск. nomad кочевник в собственном узком смысле модельная концепция предложенная Делезом и Гваттари исходные идеи номадологического проек...История философии II
  2. номадологияновейшее направление в современном постструктурализме представленное работами Делеза и Гваттари прежде всего их совместным трудом Капитализм и шизофрения . Основные поло...Новая философская энциклопедия
  3. номадологияФранц. nomadologie. Термин Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Со второй половины х годов все более отчетливо стали ощущаться негативные последствия антропологического пессимизма и ...Постмодернизм. Словарь терминов
  4. номадологияот общеевропейск. nomad кочевник в собственном узком смысле модельная концепция предложенная Делезом и Гваттари исходные идеи номадологического проекта впервые были в...Словарь постмодернизма
  5. номадологияНОМАДОЛОГИЯ от общеевропейск. nomad кочевник в собственном узком смысле модельная концепция предложенная Делезом и Гваттари исходные идеи номадологического проекта вп...Энциклопедия История философии