История философии

НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

направление в европейской философии, которое, опираясь на круг идей Гегеля и его последователей, ставило своей целью на основе пересмотра наследия немецкого трансцендентального идеализма (и классической философии в целом) преодолеть кризисное состояние европейского мышления и культуры, вызванное распространением марксизма (материализма), позитивизма (эмпиризма), философии жизни (иррационализма) и неудовлетворительностью тех ответов, которые предложило неокантианство. В отличие от гегельянства 19 в. Н. не стремилось развить и распространить гегелевское учение, а критически и радикально его переосмысливало для решения иного типа проблем и задач. Если неокантианцы сосредоточили свои усилия вокруг преодоления непоследовательности философии Канта, связанной с проблемой *вещи в себе*, то неогегельянцы увидели аналогичную непоследовательность в философии Гегеля, спровоцированную, на их взгляд, проблематикой философии природы, нарушившей целостность и монистичность гегелевского подхода и исказившей суть диалектического метода. Ключевое же противоречие гегелевской философии усматривалось ими в противоположности интенций, порождаемых акцентированием аспекта системы или аспекта метода в его наследии. В такой постановке вопроса Н. оказалось близко по некоторым позициям неомарксизму в его *гегельянизированных* и опирающихся на работы раннего Маркса (с их проблематикой структур сознания, тотальности, отчуждения, праксиса и т.д.) версиях (прежде всего это относится к Лукачу, а также к Маркузе). При этом решения, предложенные данными философскими направлениями, были принципиально различны. Размежевание же в самом Н. произошло при определении векторов восстановления принципа философского монизма, что влекло за собой и различное понимание сути и задач диалектического метода. Британо-американская традиция, оформившаяся в конце 19 в. и просуществовавшая до 1930-х конституировала себя (за исключением Р.Дж.Коллингвуда) как абсолютный идеализм, представленный именами Брэдли, Б.Бозанкетта, Дж.Мак-Таггарта, Дж.Ройса и др. и наследовавших гегельянству Дж.Стирлинга, Т.Грина и Э.Кэрда. Философы этого круга пытались построить новую философию Абсолюта, в удерживаемой самотождественности которого находили примирение порождаемые его самореализацией противоположности. Абсолют (при всем различии предложенных внутри абсолютного идеализма версий) понимался при этом как вневременная полнота бытия и совершенства. Тем самым данная традиция сделала выбор в пользу *системы* и пожертвовала принципом историцизма. В истории философии принято рассматривать данную традицию как самостоятельное неогегельянское течение абсолютный идеализм, выводя его за рамки собственно Н., в которое включают три континентальные традиции: 1) историцистскую итальянскую (Кроче, Джентиле и др.), к которой типологически примыкает Коллингвуд; 2) культур-ориентированную немецкую (Кронер, Г.Глокнер, Т.Литт и др.), наиболее близкую к преодолеваемому неокантианскому наследию [в этом отношении показателен ряд идей *поздних* Виндельбанда, Когена, Кассирера, да и сам Кронер начинал как ученик Риккерта и как один из основателей журнала неокантианской направленности *Логос* (не следует забывать и о том влиянии, которое оказала на становление немецкого Н. работа Дильтея *История молодого Гегеля*, опубликованная в 1905]; 3) экзистенциализированную французскую (Кожев, Ж.Валь, Ж.Ипполит и др.). По сути неогегельянцем был и русский философ И.А.Ильин, живший с 1922 по 1934 в Германии, а затем в Швейцарии (с 1938). Однако, в отличие от Кожева, он не включился в какую-либо западно-европейскую традицию и развивал не вписывающуюся ни в одну из них версию *содержательного метафизического мировоззрения* на основе универсальной феноменологии религиозного опыта. Поэтому фигуру Ильина, наряду с абсолютным идеализмом, как правило, выводят за рамки собственно Н. как отдельного и влиятельного течения европейской философии первой половины 20 в., сделавшего в гегельянстве выбор в пользу историцизма и анализа исторической реальности, а тем самым и в пользу *метода*, а не *системы*. При этом предложенные в Н. прочтения даже в рамках одной *национальной* традиции (не говоря уже о различиях *межнациональных*) существенно разнятся между собой. Главное, что всех их в той или иной степени объединяет акцент на процессуальности, *действительной конкретности*, открытости и незавершенности исследуемой ими развивающейся реальности; интерес к глубинным, эмпирически непосредственно не проявляемым структурам человеческого действования-познания; отказ от абсолютистских притязаний разума, антипанлогизм, признание значения исторической и социо-культурной контекстуальности познания; интерес не к формальным, а к содержательным сторонам познания и оппонирование рассудочности научного познания, скроенного по естественно-научной модели; убежденность в том, что философия является высшей формой человеческого познания; признание позитивного, а не только негативного (как в абсолютном идеализме) значения диалектического метода (с необходимыми оговорками, касающимися прежде всего Кожева); попытки синтеза гегелевских по происхождению идей с иными направлениями современной им философской жизни. В фокусе внимания Н. исследование проявления абсолютного в индивидуально-единственном (всеобщего в конкретном), неудовлетворительно проведенное Гегелем. При этом французское Н., в отличие от других неогегельянских традиций, сосредоточило свое внимание на анализе гегелевского наследия почти исключительно на *Феноменологии духа*, считая, что в ней было обозначено верное решение, от которого в последующих своих работах Гегель отошел. Соответственно изучению с точки зрения Н. подлежит взаимоотношение конкретных форм реализации духа (что особо акцентировано у Кроче и Коллингвуда) и их проявление в реально действующих-познающих в особенности исторической, культурной и жизненной перспективах субъектах, порождающих объектность собственного бытия (акцентирование той или иной перспективы во многом и специфицирует разные традиции в Н.). Я и самосознание (как суть Я) в той или иной интерпретации провозглашаются принципом философской рефлексии. Такая постановка вопроса подталкивала французских, но в первую очередь немецких неогегельянцев к антропологизации собственного подхода, что особенно явно проявляется в случае Литта, которого иногда прямо зачисляют в представители философской антропологии (антропологизации в целом избежала лишь собственно историцистская версия Н.). Французское и особенно немецкое Н. специально анализирует проблему иррационального, однако у представителей первого акцент делается при этом на экзистенциализации данной проблематики, тогда как представителей второго интересует прежде всего ее гносеолого-эпистемологический аспет. Так, Глокнер в этой связи говорит о рационально-иррациональном постижении (понимании), в котором рациональное различение-соединение связывается с импульсами созерцания, любви и веры, что позволяет схватывать конкретику индивидуального и целостно-неповторимого, что самому по себе рациональному познанию не дано (в силу чего оно и является лишь моментом в познании). Кронер же анализирует взаимодополнительное чувственно-рационально-сверхчувственное единство в познавательной активности субъектов, что позволяет соотносить в ней мышление и переживание, сущее и должное, постигаемое и не данное непосредственному постижению, конечное и бесконечное. Рациональное при этом связывается по преимуществу с формальной стороной познания (данная интенция в той или иной мере свойственна всему Н.) и утверждается, что содержательная его сторона полностью рационально не постижима. Литт же выступил с программой *спасения* свободы человеческого *решения* от чрезмерных притязаний логики. Диалектика же эпистемологически трактуется Н. как рациональное схватывание иррационального (Кронер) и техника опосредования (Глокнер). Методология исторического познания специально разрабатывалась Кроче и особенно Коллингвудом (в частности, в его концепции исторического объяснения). Существенно разнились и социально-политические воззрения неогегельянцев (от последовательного либерализма до поддержки фашизма). Однако ретроспективный анализ показывает, что существенность различий не отменяет идейного единства течения, что и позволяет говорить о нем как самостоятельном явлении в духовной жизни Европы. Организационное единство Н. придали два гегельянских конгресса, состоявшихся в 1930 в Гааге и в 1931 в Берлине в пору наибольшего влияния Н., постепенно сошедшего с философской сцены к 1950-м (за исключением французской версии, сохранявшей популярность до 1960-х, правда, она и возникла позже остальных в самом конце 1920-х), хотя в 19501960-е и был предпринят ряд попыток его возрождения через *антропологическое поворачивание*. Пик же интереса к фигуре Гегеля в 1970-е, получивший название *гегелевского ренессанса*, уже никак не был связан с традициями Н. как самостоятельного течения.

  1. неогегельянствотечение идеалистической философии конца й трети вв. для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновленной интерпретации философи...Большая Советская энциклопедия II
  2. неогегельянствосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  3. неогегельянствоангл. NeoHegelianism нем. Neohegelianismus. Философское направление конца XIX начала XX вв. характеризующееся стремлением к созданию целостного мировоззрения на основе р...Большой толковый социологический словарь II
  4. неогегельянствомен. сер. роду тльки одн....Большой украинско-русский словарь
  5. неогегельянстворазнородное течение в философии кон. й трети вв. для которого характерно стремление к созданию целостногомировоззрения на основе возрождения учения Г. В. Ф. Гегеля. В ц...Большой энциклопедический словарь II
  6. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО разнородное течение в философии кон. й трети вв. для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г....Большой энциклопедический словарь III
  7. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО разнородное течение в философии кон. й трети вв. для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г...Большой Энциклопедический словарь V
  8. неогегельянствоа с.i деалстична течя у флософ кнця початку ст. для яко характерне прагнення до створення монстичного свтогляду....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  9. неогегельянствонеоднородное течение в философии конца XIX первой трети XX вв. получившее распространение почти во всех странах Европы и в США. Для Н. характерно стремление к созданию ц...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  10. неогегельянствокорень НЕО корень ГЕГЕЛЬ суффикс ЯН суффикс СТВ окончание О Основа слова НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный НЕО ГЕГЕЛЬ ЯН СТВ ...Морфемный разбор слова по составу
  11. неогегельянствоНачальная форма Неогегельянство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  12. неогегельянствонеогегельянство ср. Одно из течений в философии стремившееся к созданию целостного мировоззрения на основе обновления философии Гегеля....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  13. неогегельянствонеогегельянство неогегельянство а...Орфографический словарь
  14. неогегельянствонеогегельянство менник середнього роду...Орфографічний словник української мови
  15. неогегельянствонеогегельянство неогегельянства неогегельянства неогегельянств неогегельянству неогегельянствам неогегельянство неогегельянства неогегельянством неогегельянствами неогеге...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  16. неогегельянствоОрфографическая запись слова неогегельянство Ударение в слове неогегельянство Деление слова на слоги перенос слова неогегельянство Фонетическая транскрипция слова неогеге...Полный фонетический разбор слов
  17. неогегельянствонеогегельянство а...Русский орфографический словарь
  18. неогегельянствоСр мн. нет fls. yeni hegelilik....Русско-азербайджанский словарь
  19. неогегельянствоНеагегельянства...Русско-белорусский словарь
  20. неогегельянствофилос.i неагегельянства ср.i...Русско-белорусский словарь II
  21. неогегельянствонеогегельянство...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  22. неогегельянствонеогегельянство см.em нео. гегельянство идеалистическое философское направление возникло во й половине в. в Англии и США позднее приняло антимарксистскую направленность...Словарь иностранных слов русского языка
  23. неогегельянствонео. гегельянство деалстична течя в флософ кнця третини ст. яка витлумачувала флософю Г.В.Ф. Гегеля в дус ррацоналзму а також намагалася виправдати суперечност мпера...Словник іншомовних слів
  24. неогегельянствонеогегельянство вд нео. гегельянство деалстична течя в буржуазнй флософ кнця третини ст. яка витлумачувала флософю Г.В.Ф. Гегеля в дус ррацоналзму а також намагалася...Словник іншомовних слів Мельничука
  25. неогегелья́нствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО а с. Течя буржуазно флософ XIX XX ст. представники яко використовують реакцйн сторони вчення Гегеля для боротьби проти далектичного матералзму та для вип...Словник української мови в 11 томах
  26. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО а с.Напрям у флософ кнця XIX першо третини XX ст. з характерним для нього прагненням створити цлсний свтогляд на основ вдродженого вчення Гегеля у центр ...Словник української мови у 20 томах
  27. неогегельянстворяд течений в бурж. философии гл. обр. конца й трети вв. для крых характерна тенденция к созданию монистич. мировоззрения на основе обновленной в духе иррационализма и...Советская историческая энциклопедия
  28. неогегельянствотечение идеалистич. философии кон. й трети вв. для крого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе обновлнной интерпретации философии Гегеля. ...Советский философский словарь
  29. неогегельянствотечение в западной преимущественно европейской философии конца XIXXX веков для которого характерно стремление к созданию монистического мировоззрения на основе обновленно...Современная западная философия
  30. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО разнородное течение в философии конца й трети вв. для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г...Современная энциклопедия
  31. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО разнородное течение в философии кон. й трети вв. для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г....Современный энциклопедический словарь
  32. неогегельянствонеогегельянство [см. нео. гегельянство] идеалистическое философское направление возникло во й половине в. в англии и сша позднее приняло антимарксистскую направленност...Толковый словарь иностранных слов
  33. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО ср. Одно из течений в философии стремившееся к созданию целостного мировоззрения на основе обновления философии Гегеля....Толковый словарь русского языка
  34. неогегельянствоа с. деалстична течя у флософ кнця початку ст. для яко характерне прагнення до створення монстичного свтогляду....Толковый словарь украинского языка
  35. неогегельянствоУдарение в слове неогегельянствоУдарение падает на букву яБезударные гласные в слове неогегельянство...Ударение и правописание
  36. неогеґельянствоФлософська концепця кн. XIX ст.em поч.em XX ст.em яка повертаться до флософ Г. Гееля особливо розвинулося у Вел. Британ та тал а також у Нмеччин Е. Керд Ф. Бредл Б. Боза...Універсальний словник-енциклопедія
  37. неогеґельянствофлософська концепця кн. XIX ст. поч. XX ст. яка повертаться до флософ Г. Гееля особливо розвинулося у Вел. Британ та тал а також у Нмеччин Е. Керд Ф. Бредл Б. Бозанкет Д...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  38. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО неоднородное филос. движение получившее особенно с нач. в. распространение в Германии Франции Англии Голландии Италии. В Германии обновление гегельянств...Философская энциклопедия
  39. неогегельянствонео от греч. новый течение бурж. философии конца й трети вв. для крого характерно стремление к созданию целостного монистич. мировоззрения на основе обновленной ин...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  40. неогегельянствонеоднородное философское течение получившее наибольшее распространение с начала в. В Германии а также во Франции Англии Голландии Италии России Скандинавии и США неогеге...Философский энциклопедический словарь II
  41. неогегельянствонеоднородное философское течение получившее наибольшее распространение с начала в. В Германии а также во Франции Англии Голландии Италии России Скандинавии и США неогеге...Философский энциклопедический словарь
  42. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО напрям флософ кн. XIX XX ст. якому притаманне прагнення створити цлсний свтогляд на засадах ново нтерпретац флософ Гегеля. Першопочатково Н. виникло сер...Філософський енциклопедичний словник
  43. неогегельянствонеогегельянство неогегельянства неогегельянства неогегельянств неогегельянству неогегельянствам неогегельянство неогегельянства неогегельянством неогегельянствами неогеге...Формы слова
  44. неогегельянствоТол Того Тлен Тесно Тесло Тес Теолог Тень Теля Тель Тело Тег Стяг Стоян Стоя Стон Столь Столон Стол Стогов Стог Стен Стель Стегно Стегнеев Ствол Соя Сотня Соте Соня Сонно...Электронный словарь анаграмм русского языка
  45. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО разнородное течение в философии кон. й трети вв. для которого характерно стремление к созданию целостного мировоззрения на основе возрождения учения Г...Энциклопедический словарь естествознания
  46. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО течение в философии к. в. для крого характерно стремление к созданию целостного монистич. мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии Г...Энциклопедия культурологии
  47. неогегельянствоНЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО течение в философии к. в. для крого характерно стремление к созданию целостного монистич. мировоззрения на основе обновленной интерпретации философии ...Энциклопедия Культурология XX век
  48. неогегельянствоангл. NeoHegelianism нем. Neohegelianismus. Философское направление конца XIX начала XX вв. характеризующееся стремлением к созданию целостного мировоззрения на основе р...Энциклопедия социологии