История философии

НАТУРФИЛОСОФИЯ

(лат. natura природа) философская концепция природы, основанная на той презумпции, что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности, в отличие от метафизики как концепции бытия, предполагающей наличие сверхчувственных его оснований (см. Метафизика). Исторически Н. может быть рассмотрена как одна из ранних форм философского знания (см. Античная философия): в древнегреческой философии Н. именовалась *физиологией* (от греч. Fusis природа) или *физикой* (ср. с *мета-физикой*); лат. калька *Н.* была введена в философский оборот Сенекой. В своих мировоззренческих основаниях Н. как таковая во многом является порождением культуры западного типа, основанной на фундаментальных презумпциях логоцентризма, с одной стороны (см. Логоцентризм), и гносеологического оптимизма с другой, что в своей совокупности задает идею возможности выражения результатов когнитивных человеческих усилий в универсально общем, доступном для рационального осмысления и репрезентативно объективируемом в человеческом знании законе (см. Логос). Собственно, как Н., так и европейское естествознание постулируют в качестве своей цели именно постижение *законов природы* (демонстрируя при этом очевидную тенденцию экстраполировать последние на универсум в целом). Классическим примером подобной ориентации могут служить *Математические начала натуральной философии* Ньютона, воспринятые западной культурой как выражение универсального закона не только природы, но и общества: по свидетельству Дж.Т.Дезагулье, попытки моделирования *лучшей системы правления* в ньютонианскую эпоху *как в сфере этики, так и в сфере политики черпали в теории Ньютона... свои аргументы*. В посвященном Ньютону панегирике, написанном сыном Ампера, эксплицитно фиксируются указанные мировоззренческие презумпции западной культуры: *...И нарекли человека Ньютоном. // Он пришел и открыл высший закон // Вечный, универсальный, единый и неповторимый, как сам Бог*. В целом, по оценке И.Пригожина, *в глазах Англии XVII в. Ньютон был *новым Моисеем*, которому Бог явил свои законы, начертанные на скрижалях*. Таким образом, в ментальном пространстве классической культуры западного образца, по формулировке Лиотара, *общепринято считать, что... *природа* является референтом... предсказуемым, как кость, брошенная большое количество раз*. В противоположность этому, философские модели природы в культуре восточного типа фундированы презумпцией, существенно отличающейся от обрисованной: так, например, по оценке Дж.Нидама, *идея о том, что природа подчиняется простым познаваемым законам, была воспринята в Китае как непревзойденный пример антропоцентрической глупости*, даже если бы и можно было в контексте восточной философии природы вести речь *о каком-то законе природы*, то *это был бы закон, не достижимый ни для Бога, ни для человека; такой закон выражался бы на языке, разгадать который человек не в силах, но не был бы законом, предустановленным создателем, постигаемым человеком в собственном образе*. Таким образом, содержание понятия *Н.* выходит далеко за рамки этимологии: под Н. понимается не просто *философия природы* , но философская концепция природы как объясненной *из самой себя*. Отсюда характерные для Н.: 1) холизм трактовки природного мира, порождающий как предельную генерализацию его натурфилософских моделей, так и жестко номотетические когнитивные установки Н., частным проявлением которых является характерный для нее (в равной мере в конститутивной и в регулятивной своих версиях) принцип единства микрои макрокосма, позволяющий непротиворечиво вписать человека в природное целое (если для классического естествознания характерно моделирование отношений человека и мира посредством оппозиционной формулы Я Оно, а для теологии посредством формулы Я Ты, то для Н., в противоположность этому, характерен синкретизм в истолковании соотношения человека и мира); 2) естественно вытекающий из холизма и номотетизма Н. дедуктивизм натурфилософских концепций природного целого, в контексте которого любые отклонения от унифицированной нормы рассматривались как нарушения природного закона и преступление перед универсальной гармонией (открыто негативная аксиология понятия *аномалия* во всех европейских языках); не случайно в средневековой Европе устраивались открытые суды над животными с физиологическими отклонениями и их показательные казни; 3) умозрительный объективизм в истолковании Н. природы, вытекающий из презумпции самодостаточности природного мира, органично обнимающего практически все сферы бытия, включая и человека как часть природного целого; 4) гилозоизм, предполагающий рассмотрение природы в качестве живого саморазвивающегося организма (см. Гилозоизм), и отказ от каких бы то ни было форм гилеморфизма (см. Гилеморфизм); 5) своего рода романтизм натурфилософской трактовки природы, основанный на ее аксиологической идеализации, т.е. фундированное холистскими и гилозоистическими установками видение Н. природы как не просто упорядоченного целого, но как воплощения всеохватной гармонии (*гармония, безраздельно царящая*, по Ньютону): природа видится Н. как одухотворенный и прекрасный мир, гармоничный в самих своих основаниях; отсюда, например, артикуляция авторами 17 в. натурфилософских моделей в качестве так называемых *romans de la matiere* *романов о материи*; 6) как правило, пантеистическая либо материалистическая (за отдельными яркими исключениями: например, элементы Н. в теологии Фомы Аквинского, натурфилософские модели в немецком трансцендентализме и др.) интерпретация природы, равно позволяющие видеть в ней целостное единство, развивающееся по имманентным законам (см. Материализм, Фома Аквинский, Шеллинг). Данная амбивалентность трактовки природного целого в Н. задает в эволюции последней два семантически альтернативных вектора, позволяя выделить как а) направление, характеризующееся ориентацией на магию: феномены числовой магии в пифагореизме, алхимия и т.п., так и б) доминирующее в европейской традиции Н. направление характеризующееся ориентацией на естественно-научные данные и опорой на понятийный аппарат естествознания: от синкретизма древнегреческой физики (см. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит), из которой впоследствии и выделились дисциплинарно дифференцированные ветви математического и опытного естествознания, и гармоничного взаимодействия естественно-научного и натурфилософского подходов к природе в культуре Ренессанса (см. Философия Возрождения) до попыток натурфилософского синтеза открытия в сфере электрохимии (Гальвани, Дэви), химии (Лавуазье), биологии (Броун, Кильмайер) у Шеллинга и натурфилософских реминисценций в контексте философии Уайтхеда. В эволюции Н. два указанных ее направления, развиваясь параллельно, задают и аксиологичес-ки не пересекающиеся парадигмы отношения человека к природе (субъекта к объекту): а) парадигму монолога, т.е. парадигму построения умозрительных моделей одухотворенного и гармоничного мира (в пределе своей реализации стыкующуюся с традицией теологии), и б) парадигму диалога, т.е. парадигму разработки операциональных моделей природной среды (в пределе стыкующуюся с традицией естествознания); могут быть отмечены также и попытки программного синтеза указанных парадигм (Х.Дриш, Уайтхед и др.). Таким образом, вопрос соотношения Н. с естествознанием является одним из важнейших вопросов в осмыслении ее внешней структуры (статуса в культурном контексте). Объективно традиция Н. исторически оказала существенное влияние не только на развитие, но и на само формирование и естествознания как такового (см. Наука), и естественно-научного стиля мышления (объективизм, дедуктивизм, номотетизм, генерализация концептуальных построений и т.п.). Однако в сфере метаосмысления соотношения Н. и естествознания могут быть зафиксированы как сугубо позитивные, так и сугубо негативные позиции естествоиспытателей в отношении Н.: от пафосной солидаризации естествоиспытателей с тем или иным направлением Н. [например, Н. Шеллинга была адаптирована физикой (Эрстед), геологией (Стеффенс), биологией (Карус), психологией (Шуберт) и т.д.] до программного неприятия Н. как таковой (например, в мыслительном пространстве марксистски ориентированного естествознания, опиравшегося на ленинский тезис о том, что философское определение материи в принципе не может быть тождественно естественно-научному ее определению). Специфична в данном контексте позиция позитивизма: противостоя Н. как умозрительной концепции природного универсума, в своем отношении к метафизике позитивизм, тем не менее сближается с Н. в программном неприятии любых попыток объяснения природных явлений, исходя из трансцендентально артикулированных объяснительных принципов. Статус Н. в историко-философской традиции претерпевал в ходе ее эволюции существенные трансформации: являя собой мощную ветвь традиционной европейской философии, Н., начиная с Нового времени, во многом теряет свои позиции в сфере историко-философских приоритетов, что связано с 1) ориентацией классической западной культуры на метафизическую традицию; 2) ориентацией западноевропейского естествознания на аналитизм и эмпиризм; 3) дисциплинарным оформлением гуманитарной сферы, перенесшим акцент в осмыслении предмета познания с природных на социальные явления, что, с одной стороны, вызвало критику Н. как сосредоточившей свое внимание на природной сфере (по словам Вико, *невозможно не удивляться, зачем... философам понадобилось затратить столько энергии на изучение мира природы, известного лишь одному Господу с тех пор, как он сотворил этот мир, и почему они пренебрегли изучением мира наций, или цивилизованного мира, созданного людьми и познаваемого ими*), с другой обнаружило содержательную и методологическую несостоятельность принципа единства микрои макрокосма для истолкования человеческих экзистенции и социальности (согласно оценке, данной Ж.Моно картине мира классического естествознания, опирающегося на натурфилософские презумпции, в ее рамках *человек... оказался в полном одиночестве, в абсолютной изоляции... он, подобно цыгану, живет на краю чуждого ему мира, мира, глухого к его музыке, безразличного к его надеждам, равно как и к его страданиям или преступлениям*). Несмотря на спорадические всплески интереса к натурфилософским построениям (В.Оствальд, Х.Дриш и др.), в культуре 20 в. Н. практически полностью утрачивает свои позиции, что во многом связано с адаптацией в культурном пространстве идей Копенгагенской школы, разрушивших презумпцию тотального объективизма в исследовании природных явлений. Что же касается культуры рубежа 20 21 вв., то современная ситуация в философии (см. Постмодернизм), задающая невозможность построения универсальных онтологии (см. Онтология, Постметафизическое мышление), делает невозможным и конституирование Н. как таковой, поскольку натурфилософские модели природы, несмотря на свою методологическую альтернативность метафизике, подобно ей, характеризуются атрибутивной логоцентричностью, ибо содержательно предполагают, видение своего предмета в качестве целостного и фундированного в своем развитии глубинными имманентными закономерностями (см. Логотомия, Логомахия, Корень). В свою очередь, современная ситуация в естествознании, задаваемая синергетическим отказом от идеи всеобщей необходимости и универсальной ориентацией современной науки на идиографические методы познания, делает невозможным построение теоретических систем, характеризующихся, подобно Н., тотальным дедуктивизмом.

  1. натурфилософияфилософияstrong природаstrong метафизика изучение наиболее фундаментальных принципов природы вещей.метафизический.детерменизм. индетерменизм.механицизм. механистически...Идеографический словарь русского языка
  2. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ от лат. natura природа философия природы умозрит. истолкование природы рассматриваемой в е целостности. Границы между естествознанием и H. е место в филос...Большая советская энциклопедия
  3. натурфилософияот лат. natuга природа философия природы умозрительное истолкование природы рассматриваемой в е целостности. Границы между естествознанием и Н. е место в философии истор...Большая Советская энциклопедия II
  4. натурфилософияж. filosofia della natura Итальянорусский словарь. Синонимы философия...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. натурфилософияж.filosofa naturalista...Большой русско-испанский словарь
  6. натурфилософиясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  7. натурфилософияж. naturalisme m...Большой русско-французский словарь
  8. натурфилософияж.naturalisme m философия...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  9. натурфилософиянем. Naturphilosophie философия природы умозрительноеистолкование природы рассматриваемой в ее целостности. Ранняядревнегреческая натурфилософия досократовского периода ...Большой энциклопедический словарь II
  10. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ нем. Naturphilosophie философия природы умозрительное истолкование природы рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досокра...Большой Энциклопедический словарь V
  11. натурфилософияфилософия природы рассматривающая природу в ее целостности. Н. зародившись в античности прошла через всю историю философии. Попытки первых европ. философов объяснить суще...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯstrongлат. natura природа философская концепция природы основанная на той презумпции что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности в отличи...История философии II
  13. натурфилософияи ж.em Являвшаяся составной частью различных домарксистских философских учений умозрительная философия природы пытавшаяся создать целостное представление о природе исходя...Малый академический словарь
  14. натурфилософиякорень НАТУР корень ФИЛ корень О корень СОФ окончание ИЯ Основа слова НАТУРФИЛОСОФВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой НАТУР ФИЛ О ...Морфемный разбор слова по составу
  15. натурфилософияНачальная форма Натурфилософия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  16. натурфилософияот лат. natura природа понятие philosophia naturalis впервые встречается у римского философа Сенеки в I веке н. э. почти через VI веков после основания натурфилософии ...Начала современного естествознания
  17. натурфилософиянатурфилософия ж. Философское учение особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы рассматриваемой в ее целостности философия природы....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  18. натурфилософиянатурфилософия натурфилософия и...Орфографический словарь
  19. натурфилософияu жu Р.u Д.u Пр.u натурфилософии философия...Орфографический словарь русского языка
  20. натурфилософиянатурфилософия натурфилософии натурфилософии натурфилософий натурфилософии натурфилософиям натурфилософию натурфилософии натурфилософией натурфилософиею натурфилософиями ...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  21. натурфилософияОрфографическая запись слова натурфилософия Ударение в слове натурфилософия Деление слова на слоги перенос слова натурфилософия Фонетическая транскрипция слова натурфилос...Полный фонетический разбор слов
  22. натурфилософиянатурфлософя....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  23. натурфилософиянатурфилософия иСинонимы философия...Русский орфографический словарь
  24. натурфилософияЖ мн. нет naturfilosofiya tbit flsfsi tbit haqqnda idealist antidialektik mrtce nzriyylrin mumi ad....Русско-азербайджанский словарь
  25. натурфилософияж. филос. философия природыem natural philosophy...Русско-английский психологический словарь
  26. натурфилософиянатурфилософия ж.inatural philosophy...Русско-английский словарь
  27. натурфилософияНатурфласофя...Русско-белорусский словарь
  28. натурфилософиянатурфласофя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  29. натурфилософиятабии философия...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  30. натурфилософиянатурфилософия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  31. натурфилософияж. натурфилософия табият жнндг идеалисттик философия окуусу....Русско-киргизский словарь
  32. натурфилософия. Синонимы философия...Русско-китайский словарь
  33. натурфилософияdabas filozofija...Русско-латышский словарь
  34. натурфилософияжfilosofia da natureza философия...Русско-португальский словарь
  35. натурфилософия.strong loodusfilosoofia.strong natuurfilosoofia...Русско-эстонский словарь
  36. натурфилософиянатурфилософия иСинонимы философия...Русское словесное ударение
  37. натурфилософиянатурфилософия философия...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  38. натурфилософиянатурфилософия и Синонимы философия...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  39. натурфилософиялат.em philosophia naturalis первоначально общее обозначение примен. Сенекой к философским течениям Др. Греции предшествовашим Сократу и софистам. Гл. объектом изучения ...Словарь античности
  40. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ Философское признание природы е явлений и законов. Объяснение физического мира из определенных разумномыслимых оснований в частности этот термин употребляе...Словарь иностранных слов русского языка
  41. натурфилософияфилософия природы умозрительное истолкование природы рассматриваемой в ее целостности. Первая историческая форма философии вообще....Словарь исторических терминов
  42. натурфилософиянатурфилософия сущ. колво синонимов философия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философия...Словарь синонимов II
  43. натурфилософияфилософия природы философское учение особенностью которого является преимущественно умозрительное истолкование природы рассматриваемой в ее целостности. Фактически являл...Словарь-справочник по философии
  44. натурфилософияот лат. iiatura природа философия природы умозрит. истолкование природы рассматриваемой в е целостности. Границы между естествознанием и Н. е место в философии историческ...Советский философский словарь
  45. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ немецкое Naturphilosophie философия природы умозрительное истолкование природы рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия миле...Современная энциклопедия
  46. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ нем . Naturphilosophie философия природы умозрительное истолкование природы рассматриваемой в ее целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досокра...Современный энциклопедический словарь
  47. натурфилософияв древнегреческом философии умозрительное истолкование природы рассматриваемой в ее целостности и последовательности. Возникла в досократовский период и явилась по сущест...Тематический философский словарь
  48. натурфилософиянатурфилософия [нал. naturphilosophie lt лат. natura природа] философия природы философское учение особенностью которого является преимущ. умозрительное истолкование при...Толковый словарь иностранных слов
  49. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ и ж. Общее название существовавших с древности вплотьдо в. философских учений о природе не опиравшихся на строгиеестественнонаучные знания. II прил. натур...Толковый словарь Ожегова
  50. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ натурфилософии мн. нет ж. филос. Идеалистическая философия рассматривающая материальный мир как связное целое на основе метафизических предпосылок гл. обр....Толковый словарь русского языка II
  51. натурфилософиянатурфилософия натурфилософия и ж. Общее название существовавших с древности вплоть до в. философских учений о природе не опиравшихся на строгие естественнонаучные знани...Толковый словарь русского языка II
  52. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ и ж. Общее название существовавших с древности вплоть до в. философских учений о природе не опиравшихся на строгие естественнонаучные знания. прилагатель...Толковый словарь русского языка
  53. натурфилософияУдарение в слове натурфилософияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове натурфилософия...Ударение и правописание
  54. натурфилософияфилософия природы исторически различные философские концепции анализа природы в целом. Одной из главных задач первоначальной натурфилософии античность и древний восток б...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  55. натурфилософияособый подход к истолкованию природы основывающийся главным образом на методе философского умозрения. Для натурфилософских концепций характерно стремление к созданию всео...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  56. натурфилософияфилософское учение о природе о ее наиболее общих свойствах отношениях и закономерностях. Сыграла свою большую положительную роль в течение длительного этапа формирования ...Философия науки
  57. натурфилософияили философия природы абстрактноумозрительная концепция природы в ее единстве и целостности стремящаяся восполнить конкретные данные естественных наук....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  58. натурфилософияпостроение завершенной системы природы претендующей на исчерпывающее объяснение всех природных феноменов. Для Н. характерно умозрительное выведение частных представлений ...Философия. Словарь по обществознанию
  59. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ от лат. natura природа философия природы умозрительное истолкование природы рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н. ее место...Философская энциклопедия
  60. натурфилософияот лат. natura природа и философия философия природы умозрит. истолкование природы рассматриваемой в ее целостности опирающееся на понятия выработанные естествознанием....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  61. натурфилософиядословно философия природы пограничная область между философской онтологией и естествознанием. Ее существование несмотря на различие исторических форм имеет в своей обу...Философские категории
  62. натурфилософияот лат. nature природа совокупность философских попыток толковать и объяснять природу либо непосредственно из переживания человеком природы либо с помощью осн. знаний из ...Философский энциклопедический словарь II
  63. натурфилософияфилософия природы особенностью крой является преимущественно умозрительное истолкование природы рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и Н. как и...Философский энциклопедический словарь
  64. натурфилософиянатурфилософия натурфилософии натурфилософии натурфилософий натурфилософии натурфилософиям натурфилософию натурфилософии натурфилософией натурфилософиею натурфилософиями ...Формы слова
  65. натурфилософияОффис Офорт Офиура Офит Офис Офиолит Оун Относ Отар Ося Остро Остол Остин Остан Ост Осот Ослятина Осло Оса Орясина Орун Орт Орс Орнат Орн Орлон Орлан Ория Орион Орало Оон...Электронный словарь анаграмм русского языка
  66. натурфилософияНатурфилософия в общем смысле то же что философия природы т. е. объяснение физического мира из определенных разумномыслимых оснований см. Философия в особом смысле терми...Энциклопедический словарь
  67. натурфилософияв общем смысле то же что философия природы т. е. объяснение физического мира из определенных разумномыслимых оснований см. Философия в особом смысле термин Н. употребляет...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  68. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ лат. natura природа философская концепция природы основанная на той презумпции что последняя должна быть истолкована в своей автохтонности в отличие от ...Энциклопедия История философии
  69. натурфилософияНатурфилософия лат.em natura природа философия природы философское учение о развитии природы к. XVI нач. XIX вв. Н. строилась на догадках и произвольных логических пост...Энциклопедия культурологии
  70. натурфилософияот лат. natura природа и греч. phileo люблю и sophia мудрость англ. philosophy of nature нем. Naturphilosophie. Первая истор. форма философии умозрительное истолкован...Энциклопедия социологии
  71. натурфилософияНАТУРФИЛОСОФИЯ философия природы часть философии призванная истолковать первоначала связи и закономерности природных явлений из общих принципов. Впервые понятие philosop...Энциклопедия эпистемологии и философии науки