История философии

МУР ДЖОРДЖ ЭДУАРД (18731958)

британский философ, представитель неореализма. Преподавал философию в Кембридже (1911-1939) и в университетах США (1940-1944). Главный редактор журнала *Mind* (1921-1947). Основные сочинения: *Природа суждения* (1899), *Принципы этики* (1903), *Опровержение идеализма* (1903), *Природа и реальность объектов восприятия* (1905-1906), *Природа чувственных данных* (1913), *Некоторые суждения о восприятии* (1917), *Философские исследования* (1922), *В защиту здравого смысла* (1925), *Доказательство внешнего мира* (1939), *Ответ моим критикам* (1942) и др. М. полемизировал с идеями английского абсолютного идеализма и берклинианства, разрабатывал оригинальные этические доктрины. *Я не думаю, писал М., что окружающий мир или наука когда-либо ставили передо мной философские проблемы. Такими проблемами были вещи, которые говорили о мире или естествознании другие философы*. М. стоял на позициях плюралистической онтологии в противовес идеалистическому монизму, на принципах принципиальной познаваемости окружающей реальности, постулируя антипсихологизм в эпистемологии и логике. Истинность идеалистического лозунга *esse est percipi* (лат. *существовать значит быть воспринимаемым*; ср. *реальность духовна*) М. усматривал лишь в том, что свойства, составляющие весь наш мир и отличные от свойства *быть воспринимаемым*, не могут существовать, не будучи, в свою очередь, воспринимаемыми. По М., высказывание *существовать значит быть воспринимаемым* не только аналитическое и посему не могущее быть обосновано, оно также и противоречиво. (Согласно М., *принцип органических единств используют главным образом для оправдания возможности одновременно утверждать два противоречащих друг другу суждения там, где в этом возникает нужда. В данном вопросе, как и в других, главной заслугой Гегеля перед философией было возведение ошибки в принцип и изобретение для нее названия.) Согласно М., попытка сторонников философского идеализма фундировать данную идею тезисом, что объект опыта немыслим без наличия субъекта, неверна хотя бы потому, что *объект и субъект* (например, желтый цвет и ощущение желтизны) совершенно различны. Из *esse est percipi* следует как то, что опыт и его объекты тождественны, так и то, что они различны: желтый цвет и ощущение желтизны аналитически связаны и по существу идентичны и в то же время они различны, ибо можно осмысленно говорить об их отношении друг к другу. Философы, по мысли М., не в состоянии учитывать подобного различия (см. Differance), ибо язык не имеет общих имен для таких объектов, как красное или горькое, а так же и потому, что мы склонны *скорее воспринимать мир через посредство сознания, а не рассматривать само сознание*. С точки зрения М., понятия, с одной стороны, не могут трактоваться ни как содержание, ни как фрагмент, ни как состояние сознания, с другой же они не есть продукт абстрагирующей активности сознания. Физические факты, по мысли М., не зависят причинно или логически от фактов сознания: *нет каких-либо здравых оснований предполагать, что вообще существует какой-либо такой факт сознания, без наличия которого не мог бы иметь место факт, что этот камин находится в настоящий момент ближе к моему телу, чем та этажерка... нет никаких оснований предполагать, что существует какой-то факт сознания, о котором можно было бы сказать если бы этот факт не имел места, то земля не существовала бы уже много лет*. Понятие (суть *ни ментальный факт, ни какая-либо из частей ментального факта*) автономный и неизменный объект мышления, последняя реальность. Истинность суждений не коррелируема и не определима их отношением к реальности, истина всего лишь характеризует отношение понятий в суждении, постигаемое интуитивно. *Обращение к фактам бесполезно* это высказывание М. выступило впоследствии девизом *концептуального реализма* Рассела Витгенштейна. В статье *Опровержение идеализма* (1903) М. анализировал ощущение, различая две его стороны *сознание* и *объект*: *Ощущение включает сознание и объект, независимый от сознания*. При этом *сознание*, по М., находится в некотором нераскрываемом отношении *осведомленности* к *объекту*. Вместе с тем *независимое *существование объекта в гносеологической схеме М. является лишь видимостью, ибо объект здесь выступает лишь в акте ощущения, его реальность постулируется лишь на основе *здравого смысла*, а не в качестве характеристики объективной действительности. С точки зрения М., *мы знаем, что имеются и были во Вселенной... материальные объекты и акты сознания... огромное количество и тех и других... что многие материальные объекты существуют, когда мы не осознаем их*. Истинность этих предложений неявно заложена в общем способе нашего мышления; она предполагается многими вещами, относительно которых мы полагаем, что мы их знаем. (По М., объект ложного убеждения и сопряженное суждение не могут существовать как факт, иначе убеждение являлось бы истинным.) М. абсолютизировал элементы непосредственности в познании, предвосхитил возникновение неореалистической концепции *имманентности трансцендентного*. Идеи М. явились одним из источников лингвистической философии. Этическая концепция М. носила индивидуалистический характер и основывалась на критике *этического натурализма*, рассматривающего *добро* как объективное рациональное понятие. Добро и зло для М. основополагающие неопределимые этические категориии, смысл которых постигается лишь с помощью интуиции. Этические положения раскрывают эмоции говорящего, возбуждают эмоции слушающего либо неявно выражают повеления. Отождествляя ценность и долг с пользой, М. необходимо приходил к выводу, что моральная обязанность индивида к осуществлению поступка в полном объеме проистекает из того, что именно данное действие результируется в предельно возможной совокупности добра в универсуме. Не создав завершенной философской системы, М., тем не менее, выступил как один из основателей *метаэтики*.

  1. мур джордж эдуард (18731958)МУР Джордж Эдуард английский философ дал обоснование неореализма Опровержение идеализма разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма....Большой энциклопедический словарь III
  2. мур джордж эдуард (18731958)МУР Джордж Эдуард английский философ дал обоснование неореализма Опровержение идеализма разработал метод логического анализа. В этике стоял на позициях интуитивизма....Энциклопедический словарь естествознания