История философии

МОНАДОЛОГИЯ

очерк философской системы Лейбница, написанный в 1714 в последнее пребывание автора в Вене и предназначенный принцу Евгению Савойскому. *М.* замыкает философскую трилогию, начатую *Новыми опытами о человеческом разумении* и продолженную *Теодицеей*. *М.* впервые опубликована в 1721 после смерти Лейбница в латинском переводе под названием *Начала философии, или Тезисы, написанные в честь принца Евгения*. Французский оригинал был впервые опубликован И. Эрдманом, который и назвал этот трактат *М.*. На процесс создания Лейбницем учения о монадах оказали влияние философские идеи пифагорейцев, средневековой мистики, Бруно, а также естественно-научные идеи, в особенности открытия Сваммердамма, Мальпиги, Левенгука. Свое учение Лейбниц обосновывает в контексте принципов рационализма и формальной логики и основывает на двух положениях: во-первых, субстанция как исходный конститутивный элемент бытия должна отличаться простотой и неделимостью; во-вторых, она должна обладать способностью действия и самостоятельностью. Монады как исходные начала всего сущего просты и неделимы, это *истинные атомы природы*, *элементы вещей*, которые, однако, не обладают протяженностью и фигурой, и в силу этого есть *метафизические точки*, *духовные единицы бытия*. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они рождаются *из беспрерывных, от момента до момента, излучений (fulgurations) Божества* и могут быть уничтожены только сверхъестественным путем. Простота монад не исключает их логически бесконечной сложности. Монады, будучи бесконечно малой величиной, неисчерпаемы и бесконечно содержательны. Каждая монада индивидуальна, так как необходимо отлична одна от другой. Мир в такой интерпретации предстает как максимальное разнообразие множества существований, с одной стороны, и как неисчерпаемое богатство явлений, с другой. Дуализму Декарта, монизму Спинозы Лейбниц противопоставляет субстанциональный плюрализм. Лейбниц полагает, что вся природа полна жизни (витализм), а монады центры жизненной силы, они исполнены колоссальной активности, либо потенциальной, либо актуальной. Смысл активности в способности к изменению своих свойств и качеств, причем все изменения в монадах *исходят из внутреннего начала, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри монады*. Спонтанные и инициированные изнутри изменения при этом не разрушают сущностное единство монады, а максимум возможных амплитуд этих изменений свидетельствует о максиме интегральной активности монад. Концепция субстанции Лейбница в отличие от соответствующих концепций Декарта и Спинозы позволила воссоздать действительность в терминах качественности, деятельности и изменчивости; противопоставить количественному подходу к миру, прочно утвердившему в новоевропейской философии, качественный; механицизму динамизм. Монады динамичны в силу своего внутреннего импульса к совершенствованию и абсолютизации своего бытия и поэтому *в них есть самодовление, которое делает их источником их внутренних действий и, так сказать, бестелесными автоматами*. Деятельность монад заключается в восприятиях (перцепциях), стремлении (appetitio), которое есть переход от одного восприятия к другому, и апперцепциях. Реализация этой деятельности ведет, согласно Лейбницу, к вселенской иерархии монад во главе с верховной монадой Богом, где каждая монада отличается от другой степенью отчетливости в восприятиях и одержима стремлением к повышению своего места в этой иерархии. Лейбниц отождествляет саморазвитие монад с ростом их самопознания и выделяет следующие виды монад: 1) простые, *голые* монады (nues), обладающие смутными восприятиями, бесконечно малыми перцепциями, в которых нет ничего раздельного и отчетливого. Они *спят без сновидений* и составляют неорганическую природу; 2) развитые, монады-души (ames), их восприятия более отчетливы и сопровождаются памятью, но они лишены самосознания и представляют собой страдательные души животных; 3) монады-духи (esprits) способны не только к ясным перцепциям, но и апперцепциям, составляют души людей. Мировая последовательность после монад-душ человеческих предполагает бесконечное число степеней совершенства как воплощения разных этапов всеобщего процесса постижения абсолютной истины. Завершением этой безграничности выступает Бог как бесконечный *предел*, в котором нет границ, и *совершенство абсолютно бесконечно*, Бог высшая монада, которая едина, всеобща, необходима и которая *содержит в себе столько реальности, сколько возможно*. В *М.* представлены четыре доказательства и бытия Бога. Лейбниц вносит логическое уточнение доказательств и бытия Бога. *Бог существует* это аналитическое суждение и не содержит никакого противоречия, и *этого достаточно уже, чтобы познать существование Бога априори*. Апостериори позволяет убедиться в существовании Бога, по Лейбницу, космологическое доказательство. В мире *существуют случайные существа, которые могут иметь свое последнее, или достаточное, основание только в необходимом существе, имеющем в себе самом основании своего существования*. Третье доказательство от вечных истин, без *которых не было бы не только ничего существующего, но даже и ничего возможного*. Четвертое доказательство связано с наличием *предустановленной гармонии* в мире, автором которой является Бог. Бог выступает способом гармонизации монад. Монады *замкнуты и не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти. Акциденции не могут отделяться и двигаться вне субстанции... ни субстанция, ни акциденция не смогут извне проникнуть в монаду*. Но монады находятся в зависимости одна от другой, и эта взаимозависимость в подобном *спиритуалистическом* континууме допустима лишь как взаимная согласованность в перцепциях и апперцепциях монад. Лейбниц допускает идеальное влияние одной монады на другую, происходящее посредством Бога, который установил порядок между монадами, приняв во внимание каждую из них, и в каждой *он находит основание, побуждающее его приспособлять одну к другой*. Мир в учении Лейбница, таким образом, качественно многообразен, все в нем уникально и неповторимо, но в то же время един, через плюрализм монад Лейбницем проводится идея всеобщего монизма. Монады подобны синхронизированным часам, тогда как Бог *верховный часовщик*, заложивший в монады абсолютные программы и тем самым создавший эту синхронность, в силу которой все в универсуме дышит *взаимным согласием*. Теория *предустановленной гармонии* есть одна из форм артикуляции позиции деизма Лейбница. *Предустановленная гармония* действует и в духовном, и в физическом мирах, но с той разницей, что души действуют согласно законам конечных причин, а тела согласно законам действующих причин, но оба царства гармонизируют между собой. Лейбниц фиксирует также гармонию между физическим царством благодати, *между Богом как устроителем машины универсума и Богом, рассматриваемым как Монарх божественного Государства Духов*, т.е. *Бог как зодчий полностью удовлетворяет Бога как законодателя*. Теория *предустановленной гармонии* позволяет Лейбницу достичь компромисса между понятиями действующей и целевой причин. Механицизм (мир *божественная машина*, *естественный автомат*) является способом, которым достигается высший финализм, в силу чего происходит не только спиритуализация причин, но и натурализация целей. Теория *предустановленной гармонии* имеет целый ряд транскрипций: онтологическую (единство разнообразия), гносеологическую (познавательная деятельность всех монад и ее результаты составляют единую гармоническую систему), этическую (*под этим совершенным правлением не могут оставаться ни добрые дела без награды, ни злые без возмездия*), эстетическую (реализация принципа совершенства). Идея предустановленной гармонии задает также единство микрои макрокосмоса. Вся бесконечная Вселенная *представлена* в каждой из монад, и каждая монада со своей всегда уникальной *точкой зрения* репрезентирует мир и уподобляется *живому зеркалу Вселенной*. Эти бесчисленные *образы мира* как бы умножают Вселенную в бесчисленное количество раз, раскрывая ее бесконечное содержательное богатство, и *как один и тот же город, если смотреть на него с разных сторон, кажется совершенно иным и как бы перспективно умноженным, таким же точно образом вследствие бесконечного множества простых субстанций существует как бы столько различных универсумов, которые, однако, суть перспективы одного и того же соответственно различным точкам зрения каждой монады*. Таким образом, идея предустановленной гармонии позволяет реализовать совершенство какое только возможно, где предусматривается и наибольшее разнообразие, и наибольший порядок. Мир Лейбница это мир многогранный, неисчерпаемый в своем содержании, и в то же время единый и гармоничный. Воистину наилучший из миров, который из великого множества миров мудростью Бога познается, благостью избирается, могуществом производится. В этом аспекте монада Лейбница выступает предельным выражением идеи системности, так как не только она сама как элемент постигается через ее место в бесконечной системе отношений, но и система определяется через монаду (элемент), которая будучи бесконечно уникальной, продуцирует свою систему, свой особый мир.

  1. монадологиясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  2. монадологияот монада и .логия учение о монадах развитое Г. В.Лейбницем в одноименном сочинении и его последователями....Большой энциклопедический словарь II
  3. монадологияМОНАДОЛОГИЯ от монада и .логия учение о монадах развитое Г. В. Лейбницем в одноименном сочинении и его последователями....Большой Энциклопедический словарь V
  4. монадологияМОНАДОЛОГИЯstrongочерк философской системы Лейбница написанный в в последнее пребывание автора в Вене и предназначенный принцу Евгению Савойскому. М. замыкает философску...История философии II
  5. монадологияНачальная форма Монадология единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  6. монадологиямонадология ж. Учение о монадах в философской системе Г.В. Лейбница и его последователей....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  7. монадологияпроизведение Лейбница написанное пофранцузски в г. и излагающее его общую концепцию универсума и предустановленной гармонии....Новый философский словарь
  8. монадологиямонадология монадология и...Орфографический словарь
  9. монадологияu жu Р.u Д.u Пр.u монадологии...Орфографический словарь русского языка
  10. монадологиямонадология монадологии монадологии монадологий монадологии монадологиям монадологию монадологии монадологией монадологиею монадологиями монадологии монадологиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  11. монадологияОрфографическая запись слова монадология Ударение в слове монадология Деление слова на слоги перенос слова монадология Фонетическая транскрипция слова монадология [манда...Полный фонетический разбор слов
  12. монадологиямонадология и...Русский орфографический словарь
  13. монадологияЖ мн. нет fls. monadologiya Leybnitsin idealist flsfsind monadalar nzriyysi....Русско-азербайджанский словарь
  14. монадологияж.направление идеалистической философииem monadism mind dust theory mind stuff theory...Русско-английский психологический словарь
  15. монадологияМанадалогя...Русско-белорусский словарь
  16. монадологияфилос.i манадалогя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  17. монадологиямонадология и...Русское словесное ударение
  18. монадологияпроизведение Лейбница написанное пофранцузски в г. и излагающее его общую концепцию универсума и предустановленной гармонии....Сверхкраткий философский словарь
  19. монадологияМОНАДОЛОГИЯ греч. Философское учение Лейбница утверждающее что весь мир явлений произошел от монады. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А....Словарь иностранных слов русского языка
  20. монадологияМОНАДОЛОГИЯ от монада и .логия учение о монадах развитое Г. В. Лейбницем в одноименном сочинении и его последователями....Современный энциклопедический словарь
  21. монадологиямонадология [см. монада .логия] идеалистическое философское направление в. лейбниц и его последователи принимающее монады за первичные элементы всего существующего....Толковый словарь иностранных слов
  22. монадологияМОНАДОЛОГИЯ монадологии мн. нет ж. филос. Учение о монадах в идеалистической философской системе Лейбница....Толковый словарь русского языка II
  23. монадологияМОНАДОЛОГИЯ ж. Учение о монадах в философской системе Г.В. Лейбница и его последователей....Толковый словарь русского языка
  24. монадологияУдарение в слове монадологияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове монадология...Ударение и правописание
  25. монадологияRzeczownik монадология f Filozoficzny monadologia f...Универсальный русско-польский словарь
  26. "монадология"МОНАДОЛОГИЯ одно из осн. филос. соч. Лейбница в кром изложено его учение о монаде. dd Философская Энциклопедия. В х т. М. Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Ко...Философская энциклопедия
  27. монадологияМОНАДОЛОГИЯ Monadologie произведение Г.В. Лейбница написанное в на фр. языке в форме тезисов популярно излагающих основы его филос. системы. М. подытоживает длительное ...Философская энциклопедия
  28. монадологияучение о монаде....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  29. монадологиямонадология монадологии монадологии монадологий монадологии монадологиям монадологию монадологии монадологией монадологиею монадологиями монадологии монадологиях Источник...Формы слова
  30. монадологияОман Оля Олинго Олин Олим Олигодон Одон Ода Огон Оао Номад Ном Нога Нло Нимало Нил Нгал Намол Налог Налим Нал Надя Надолго Надлом Нагоя Наголо Нагло Мяло Монолог Моноид М...Электронный словарь анаграмм русского языка
  31. монадологияМОНАДОЛОГИЯ очерк философской системы Лейбница написанный в в последнее пребывание автора в Вене и предназначенный принцу Евгению Савойскому. М. замыкает философскую тр...Энциклопедия История философии
  32. монадологияМОНАДОЛОГИЯ Monadologie написанное в и впервые изданнное в сочинение Г.В. Лейбница в сжатой и систематичной форме излагающее основные идеи его философской системы. Осн...Энциклопедия эпистемологии и философии науки