История философии

МОНАДА

(греч. monas единица, единое) понятие доклассической и классической философии, используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Академии на базе традиции пифагореизма в рамках бинарной оппозиции М. и диады (греч. dias двоица), являющейся математическим эквивалентом типичной для античной философии оппозиции определенности формы и текучей множественности возможностей аморфного начала (ср. айдион и апейрон у Анаксимандра, предел и беспредельное в раннем пифагореизме и т.п.). Так, у Спевсиппа (преемник Платона по руководству Академией и сын его сестры Потоны) М. идентифицируется с мужским началом, персонифицированным Зевсом, и, соответственно, с духовным началом мира (умом-нусом), в то время как диада является олицетворением начала женского (материнского) и идентифицируется с мировой душой и материей. Семантика М., таким образом, представляет принцип оформленности, стабильности и единства, в связи с чем в неопифагореизме указанная оппозиция структурируется как аксиологически асимметричная: в концепции Нумерия, например, М. выступает как высший принцип бытия по отношению к подчиненной ей диаде. В эпоху поздней схоластики и Возрождения понятие М. вновь было актуализировано в учениях таких мыслителей, как Николай Кузанский и Бруно, и обрело семантику исходного и исключительного элемента мироздания, утратив свою сопряженность с диадой. В фокус значимости выдвигаются элементарность М. (служащая отправной точкой для создания Николаем Кузанским структурной модели бытия, прокладывающей дорогу разработке концепции бесконечно малых и дифференциального исчисления) и феномен сопряженности М. с ментальным началом (у Бруно М. выступает не только физическим, но и психическим элементом бытия, задавая гилозоистический импульс натурфилософским построением Ренессанса). Суарес использует его для обозначения единичной вещи как фундаментального акта бытия (*бытийственности*), первичного по отношению и к материи, и к форме как таковым. Понятие М. играет значительную роль в философии Нового времени. Идея сопряженности М. с духовным началом развивается Кембриджской школой платонизма, и в частности, Г. Мором (1614-1687), создавшим учение о бесконечно малых элементах бытия (фигурах), основным свойством которых является не форма и оформленность, а одухотворенность. В натурфилософии Ф.М. ван Гельмонта (1618-1699) понятие М. становится основополагающим. (Натурфилософия ван Гельмонта является развитием взглядов его отца, ученика Парацельса, Я.В.Гельмонта (1577-1644), создавшего натурфилософскую картину мира, основанную на восходящей к алхимии идее о возможности превращения исходных элементов мироздания воздуха и воды в многообразии сущего: через промежуточные состояния газа и пара оформляются соль, сера и т.д.; Я.В.Гельмонтом введено в научный оборот понятие газа как агрегатного состояния). Согласно теории ван Гельмонта, исходной единицей бытия является М., и если физический мир состоит из предельных материальных частиц, то духовный мир из предельных М.-мыслей. Это, однако, не означает дуальности бытия, ибо различие между М.-частицами и М.-мыслями не принципиально и является не качественным, но лишь количественным, связанным с мерой проявленности в каждой конкретной М. духовного начала. Бог как гарант мирового единства и гармонии интерпретируется ван Гельмонтом как особая *центральная М.*, неизменная в своей единственности в отличие от других существ, представляющих собой сложные системы соподчиненных М. Натурфилософия ван Гельмонта оказала влияние на формирование взглядов Лейбница, факт общения которого с ван Гельмонтом является исторически установленным; имеется предположение, что именно от него Лейбницем был воспринят термин *М.*. Однако по своему содержанию концепция M. y Лейбница является глубоко оригинальным, концептуально фундированным учением монадологией. М. занимает в концепции Лейбница статус элемента бытия, однако она не имеет ничего общего с механической единицей. М. неделима, но не в механическом смысле натурфилософски артикулированного греческого атома (atom), а в смысле лексически абсолютно эквивалентного, но семантически более богатого и социально артикулированного латинского индивидуума (Individuum). M. понимается Лейбницем по аналогии с *Я*: все они *вылеплены из одного теста*, образуя мировое единство, но каждая индивидуальна и неповторима (*две индивидуальные вещи не могут быть совершенно тождественными*), конституируясь как единство существования и перцепции. С оценочной точки зрения (в зависимости от степени совершенства М. и их перцептивной проявленности), может быть усмотрено *бесконечное число ступеней между Богом и ничто*. В рамках этой онтологической *макробесконечности* Лейбниц дифференцирует М. на: 1) низшие или *голые* (nues), которые представляют собой бесконечно малые перцепции, т.е. *спят без сновидений* (в тезисе Лейбница *вся природа полна жизни*, включая и абиотический ее уровень, в форме специфического гносеологического гилозоизма предвосхищены естественно-научные сценарии эволюции сознания); 2) развитые М.-души (ames), являющие собой смутные перцепции (типа *шороха падающей песчинки*), наделенные памятью, но еще лишенные самосознания (страдательные ames животных); 3) М.-духи (espirits) как отчетливые и прозрачные перцепции, характеризующиеся апперцепцией и рефлексией (человеческий дух); 4) высшие, более совершенные по сравнению с людьми М. (post humanum), которые в принципе возможны, но не даны нам в достоверном знании, ибо *высшие М. непостижимы для низших*; в этом контексте Лейбницем эксплицитно высказана идея о возможности существования во всей вселенной внеземных разумных существ, превосходящих своим физическим и духовным развитием человечество (ср. с идеей *достойнейших классов разумных существ*, могущих населять иные планеты, в произведениях Канта докритического периода); 5) Бог как *верховная М.-*граница* или *предел* разворачивания вектора совершенства, который, выступая функционально *основанием бытия* всех М., тем не менее, не теряет характерного для христианского теизма личностного статуса, ибо каждая М. есть, прежде всего, индивидуальность *Я* и в этой связи *как бы малое божество*. Вместе с тем, данная линейная схема (вектор разворачивания перцептуальных потенций М.) дополняется у Лейбница принципиально нелинейной моделью организации бытия. М. является бесконечно малой, но с точки зрения своей содержательности неисчерпаемой (ср. с *подобочастными* Анаксагора), ибо каждая из М. есть не что иное, как *сжатая вселенная*, трансформированная в *физическую точку* (ср. с предложенной в физике 20 в. гипотетической моделью фридмонного пространства: каждый фридмон при восприятии его извне функционирует как элементарная частица, при восприятии изнутри как галактика). Кроме того, каждая М. находится на определенной стадии своего развития, и потому, с одной стороны, детерминирована своим прошлым, а с другой *беременеет* будущим. Она есть своего рода поток трансформаций, ибо наделена стремлением к самореализации (appetitio) и внутренним импульсом к совершенствованию и абсолютизации своего существования (conatus), которые, однако, возможны лишь посредством ее развития в связи со всеми другими М. (как совершенствование личности невозможно вне связи с другими личностями и со всем обще ством как целым), что задает в концепции Лейбница презумпцию всеобщей и универсальной связи бытия (liaison universellen). Природа этой связи принципиально немеханична. М., по Лейбницу, образует самодостаточное и завершенное, а потому замкнутое единство (*М. вовсе не имеют окон*). Однако дискретность механического контактного взаимодействия между М., нуждающегося в *окне*, заменяется у Лейбница универсальностью мирового единства в мире не обнаруживается дискретности, ибо он организован как тотальная дискретность: духовная сущность каждой М. проявляет себя в телесном обнаружении и каждая М. проявляет себя уникальным образом по отношению к каждой другой М., которая, таким образом, оказывается неразрывно связанной с ней. Любая М. есть *живое зеркало Вселенной*, и в силу этого *Вселенная, какова бы она ни была, в своей совокупности есть как бы океан, малейшее движение в нем распространяет свое действие на самое отдаленное расстояние*. В силу этого наличное состояние бытия не является единственно возможным: пульсация *свертывания* (сжатия в *физическую точку*) и разворачивания содержания М. (ср. с астрофизической концепцией пульсирующей Вселенной) обеспечивает не только бесконечность жизни, но и качественную бесконечность ее проявлений. Однако действительный мир не просто один из логически допустимых и даже не просто наилучший из возможных, действительность мира организована как актуальная бесконечность, содержащая в себе всю полноту возможностей, ибо глядя на Вселенную, М. смотрится в зеркало, и видя в нем себя, созерцает всю бесконечность Вселенной. Мир образует замкнутое единство микрои макрокосма, фундированное у Лейбница идеей предустановленной гармонии. Монадология Лейбница, таким образом, представляет собой одну из первых в европейской культуре концептуальную модель сложной развивающейся системы, что позволило Лейбницу во многом разработать и обогатить категориальный аппарат для выражения сложных комплексных отношений между подсистемами, находящимися в отношении когерентной и взаимостимулирующей трансформации с друг другом и с целым, а также сформулировать ряд идей, могущих быть отнесенными к ряду блестящих экземплификаций проявления философией своего прогностического потенциала. Таким образом, монадология Лейбница значительно дистанцируется (как семантически, так и по своей значимости) от означенной выше традиции разработки категории М., которая, однако, развивается вплоть до конца 19 в. Так, Вольф приписывает М. свойство phaenomena substantiata (*простых субстанций*). А.Г.Баумгартеном именно применительно к бытию М. впервые были введены в философский оборот понятия *в себе* и *для себя* , легшие позднее в основу концепции Канта. Гербарт вводит понятие *реал*, содержание которого синтезирует содержание понятий *M.* y Лейбница и *вещи-в-себе* у Канта. В связи с открытиями начала 20 в. в области строения вещества и развитием квантовой механики данная (натурфилософская) версия монадологии теряет базу для своих онтологических аппликаций. Что же касается того направления философской мысли, которое прорабатывает психологическую нагруженность понятия М., то в его рамках были сформулированы многие идеи, воспринятые современной неклассической философией. Так, Лотце понимает под М. индивидуальную духовную сущность *Я*, связанную с Абсолютом в качестве его органичной части и посредством него со всеми другими М.-*Я*. В этом контексте критерием гносеологической истинности Лотце полагает значимость того или иного содержания знания для индивидуального *Я*. Введенное им в философский оборот понятие *значимости* (Gelten) получает свою дальнейшую разработку в Баденской школе неокантианства (*ценности не существуют*, но *значат* (gelten) у Виндельбанда) и в феноменологии Гуссерля. А генетически восходящая еще к Бруно трактовка М. в духе микрокосма (Бог как *монада монад*) и лейбницевский *индивидуализм* М. содержательно детерминировали монадологический подход к личности в рамках такого направления философии, как персонализм (Ш.Ренувье, Дж.Э.Мак-Таггарт и др.). Новое звучание понятие М. обретает в современной философии постмодернизма, в частности, в концепции событийности Делеза (см. Событийность). Для иллюстрации собственных идей Делез обращается к монадологии Лейбница, в частности к интерпретации им М. в качестве *зеркала Вселенной*: единичная М. приводится Делезом в соответствие с сингулярным событием (см. Событие), и в этой системе отсчета каждая М. в трактовке Делеза *улавливает и ясно выражает только определенное число сингулярностей, а именно те сингулярности, в окрестности которых она задана*, связывая их в семантически значимую серию *Эон* (см. Эон). Понятие *М.* используется и Ф.Джеймисоном при анализе соотношения феноменов индивидуальности и одиночества в условиях *конца буржуазного эго*. В ряде исследований по синергетике понятие М. метафорически употребляется для обозначения *молекул-гипнонов* (И.Пригожин) как не кооперированных в единое целое.

  1. монадаМОНАДА от греч. monas род. падеж monados единица единое понятие используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это ...Большая советская энциклопедия
  2. монадаот греч. mons родительный падеж monаdos единица единое понятие используемое в ряде философских систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В античной философи...Большая Советская энциклопедия II
  3. монадагреч. monados единица неделимое структурная единица бытия в ряде систем философии. Так в монадологии Лейбница это неделимые духовные первичные элементы составляющие осно...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. монадаmonad...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  5. монадаж. филос.mnada f...Большой русско-испанский словарь
  6. монадаf Monade f...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  7. монадамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  8. монадаот греч. monas род. п. monados единица единое понятиеобозначающее в различных философских учениях основополагающие элементыбытия число в пифагореизме единое в неоплатон...Большой энциклопедический словарь II
  9. монадаМОНАДА от греч. monas род. п. monados единица единое понятие обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия число в пифагореизме единое в ...Большой Энциклопедический словарь V
  10. монадаи ж.i У давньогрецькй математиц назва одиниц. У стародавнх флософв пфагорйцв одиничнсть як один з принципв буття. В деалстичнй флософ Лейбнца одна з непротяжних непод...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  11. монадаот греческого monas родительный падеж monados единица единое понятие обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия число в пифагореизме ед...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. монадаМОНАДА ы ж. monade f. ampLTгр. monas monados единица неделимое. strong. Отдельная частица единица чеголem. БАС. Вот основание системы о монадах . хотя она ныне уже не в т...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  13. монадаМОНАДАstrongгреч. monas единица единое понятие доклассической и классической философии используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в пла...История философии II
  14. монадаот греч. monos единый в философии Г.Лейбница XVII в. одухотворенный атом индивидуальное деятельное начало субстанциальное ни от чего внешнего не зависящее и ничего в себя...Краткий религиозно-философский словарь
  15. монадаМонада monas adis f...Латинский словарь
  16. монадаmonad монада.Eдиничная гаплоидная клетка образующаяся вместо тетрады lttetradigt в результате неправильного мейотического деления у растений также иногда термин М. употр...Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь
  17. монадаНачальная форма Монада единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  18. монадаот греч. monas monados единица единое неделимое в ряде философских школ понятие обозначающее основополагающие элементы бытия число в пифагореизме единое в неоплатонизме...Начала современного естествознания
  19. монадаот греч. monas единица субстанциальный элемент Лейбниц нечто самое простое наименьшее единое и неделимое. В пифагорейскоплатонической философии единицеймонадой выражался ...Новая философская энциклопедия
  20. монадаМОНАДА греч. monas единица единое понятие доклассической и классической философии используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платонов...Новейший философский словарь
  21. монадагреч. monas единица единое понятие доклассической и классической философии используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платоновской Ак...Новейший философский словарь II
  22. монадамонада ж. Неделимый первичный духовный элемент который вместе с другими подобными составляет основу мироздания в философии Г.В. Лейбница....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  23. монадав системе Лейбница простая субстанция обладающая способностями к восприятию и собственными склонностями. Вообще любое индивидуальное сознание это монада поскольку оно об...Новый философский словарь
  24. монадаСогласно доктрине Лейбница монады являются неразрушимыми несоздаваемыми неизменными но довольно активными структурами составляющими базовые единицы всей действительности....Оксфордский толковый словарь по психологии
  25. монадаСогласно доктрине Лейбница монады являются неразрушимыми несоздаваемыми неизменными но довольно активными структурами составляющими базовые единицы всей действительности....Оксфордский толковый словарь по психологии
  26. монадамонада монада ы филос....Орфографический словарь
  27. монадаu жu мн.u монады Р.u монад единица инфузория...Орфографический словарь русского языка
  28. монадамонада менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  29. монадаОрфографическая запись слова монада Ударение в слове монада Деление слова на слоги перенос слова монада Фонетическая транскрипция слова монада [манад] Характеристика все...Полный фонетический разбор слов
  30. монадаГреч. Единство один но в Оккультизме это часто означает объединенную триаду АтмаБуддхиМанас или дуаду АтмаБуддхи ту бессмертную часть человека которая перевоплощается в н...Религиозные термины
  31. монадамонада....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  32. монадамонада ы филос.em Синонимы единица инфузория...Русский орфографический словарь
  33. монадаЖ monada . qdim yunanlarda tklik vahid . qdim filosoflara ms. pifaqorulara gr varln sasn tkil edn prinsiplrdn biri . Leybnitsin idealist flsfsind kainat tkil edn metafizi...Русско-азербайджанский словарь
  34. монадаж.по Г. Лейбницу несоздаваемая неизменная активная базовая единица действительностиem monad...Русско-английский психологический словарь
  35. монадамонада ж. филос.imonad...Русско-английский словарь
  36. монадамонада ж. филос. monad....Русско-английский словарь II
  37. монадаmonad единица инфузория...Русско-английский технический словарь
  38. монадаМанада...Русско-белорусский словарь
  39. монадафилос. ист.i манада жен.i...Русско-белорусский словарь II
  40. монада. ист. монада кне зманы гректерде лшемн атауы. филос.ист. монада кне заманы философтарда жекелк болмыс принциптерн бр. филос. ист. монада идеалистк философияда атомды блн...Русско-казахский словарь
  41. монадамонада...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  42. монадаmonde...Русско-латышский словарь
  43. монадаматем. монада Синонимы единица инфузория...Русско-украинский политехнический словарь
  44. монадамонадаСинонимы единица инфузория...Русское словесное ударение
  45. монадав системе Лейбница простая субстанция обладающая способностями к восприятию и собственными склонностями. Вообще любое индивидуальное сознание это монада поскольку оно об...Сверхкраткий философский словарь
  46. монадаI символ мудрости. Единица символом которой служит точка ассоциируется с домашним очагом потому что располагается в центре Вселенной. Она представляет первое движение Бе...Символы, знаки, эмблемы
  47. монадаМОНАДА от греч. monas единица простейший элемент неделимая частица бытия в оккультизме основа человеческой сущности объединяющая каузальное тело и тело духовного разума...Словарь астрологических терминов
  48. монадасм. монадная или жгутиковая структура тела водорослейi. Синонимы единица инфузория...Словарь ботанических терминов
  49. монадаМОНАДА греч. monas единица. По системе Лейбница простое существо неделимое неизменяемое из которого состоят все другие существа простейшее из одушевленных существ. Слова...Словарь иностранных слов русского языка
  50. монадаот греч. monas род. п. monados единица единое понятие обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия число в пифагореизме единое в неоплат...Словарь по истории психологии
  51. монадамонада [единица как начало исхода счета силы неделимая единица или существо Даль] см. единица...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  52. монадамонадаединица как начало исхода счета силы неделимая единица или существо ДальСм. единица....Словарь синонимов II
  53. монадамонада единица как начало исхода счета силы неделимая единица или существо Даль См. единица. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамов...Словарь синонимов II
  54. монадалат. от греч. monas единица единое метафизические единицы бытия бесконечные по числу духовные субстанции. У Лейбница монады суть неделимые неуничтожимые неповторимые за...Словарь-справочник по философии
  55. монадамонада ж. гр. . У старогрецькй математиц назва одиниц. . У стародавнх флософв пфагорйцв одиничнсть як один з принципв буття. . У флософ Лейбнца одна з неподльних духовн...Словник іншомовних слів
  56. монадамонада [вд грец. одиниця] в ряд немарксистських флософських систем найпростша неподльна днсть первоначало основа явищ....Словник іншомовних слів Мельничука
  57. мона́даМОНАДА и ж. . У старогрецькй математиц назва одиниц. . У стародавнх флософв пфагорйцв одиничнсть як один з принципв буття. . В деалстичнй флософ Лейбнца одна з непротя...Словник української мови в 11 томах
  58. монадаМОНАДА и ж. У давньогрецькй математиц назва одиниц.Математичн де струнк й прегарн легко лягають в свдомсть еллнки . Гуру Нарен веде вд конкретного практичного числення...Словник української мови у 20 томах
  59. монадаПершепочаток динство...Словник чужослів Павло Штепа
  60. монадаот греч род. падеж единица единое понятие используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это понятие в качестве исхо...Советский философский словарь
  61. монадаМОНАДА от греческого monas родительный падеж monados единица единое понятие обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия число в пифагоре...Современная энциклопедия
  62. монадаМОНАДА от греч . monas род. п. monados единица единое понятие обозначающее в различных философских учениях основополагающие элементы бытия число в пифагореизме единое в ...Современный энциклопедический словарь
  63. монадаот греч. единица единое субстанциональная единица бытия. В античности встречается у пифогорейцев в эпоху Возрождения у Николая Кузанского и Дж. Бруно. Монада центральное ...Тематический философский словарь
  64. монадаМОНАДА ж. единица как начало исхода счета силы и пр. Стихия начало неразлагаемое тело. Неделимая единица или существо в царстве животном как атом в телах вообще. Самый...Толковый словарь живого великорусского языка
  65. монадамонада [...Толковый словарь иностранных слов
  66. монадаМОНАДА монады ж. греч. monas букв. единство. . У древних математиков единица. . У древних философов напр. пифагорейцев принцип лежащий в основе бытия филос. В идеалисти...Толковый словарь русского языка II
  67. монадаМОНАДА ж. Неделимый первичный духовный элемент который вместе с другими подобными составляет основу мироздания в философии Г.В. Лейбница....Толковый словарь русского языка
  68. монадаи ж. У давньогрецькй математиц назва одиниц. У стародавнх флософв пфагорйцв одиничнсть як один з принципв буття. В деалстичнй флософ Лейбнца одна з непротяжних непо...Толковый словарь украинского языка
  69. монадаУдарение в слове монадаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове монада...Ударение и правописание
  70. монадаматем. монада...Украинско-русский политехнический словарь
  71. монадафлос.em ст....Українсько-англійський словник
  72. монада[monada]monada флос....Українсько-польський словник
  73. монадаRzeczownik монада f Filozoficzny monada f...Универсальный русско-польский словарь
  74. монадагреч. monas единица неделимое простая сущность термин заимствован из философии Лейбница в феноменологии Гуссерля он означает субъект как конкретную целостность духовный...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  75. монадаединица единое философский термин означающий структурную субстанциальную единицу бытия. Поразному интерпретируется в тех или иных философских системах у пифагорейцев ма...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  76. монадаот греч. monas monados единица единое неделимое несоставное единство начало бытия....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  77. монадаМОНАДА от греч. monas род. п. monados единица единое понятие используемое в ряде филос. систем для обозначения конститутивных элементов бытия. В антич. философии это по...Философская энциклопедия
  78. монадаот греч. единица термин употребляемый в философии для обозначения простейшего элемента неделимой части бытия. В идеалистич. учениях М. наделяется духовной природой и я...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  79. монадаот греч. monas единица неделимое в истории философии это термин выражающиий различные трактовки идеальных элементов лежащих в основе бытия. Наибльшую разработку понятие...Философские категории
  80. монадаот греч. monas единица у Джордано Бруно физический и одновременно психический элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах монадологии является Лей...Философский энциклопедический словарь II
  81. монадаот греч. monas единица у Джордано Бруно физический и одновременно психический элемент действительности. Но подлинным основателем учения о монадах монадологии является Л...Философский энциклопедический словарь
  82. монадаМОНАДА грецьк. вд одиниця неподльне найпростша неподльна днсть першопочаток основа явищ. Термн М. вживаться у флософських системах Пфагора Бруно Кузанського. Вчення п...Філософський енциклопедичний словник
  83. монадаДаман Дама Аон Дон Анда Мода Монада Аман Амад Ном Номад Ода Оман Адам Ада Мао Манда Мана Ман Амон Аноа Анод Домна Дома Дан Дом Дно...Электронный словарь анаграмм русского языка
  84. монадаМонада философ. см. Лейбниц....Энциклопедический словарь
  85. монадафилософ. см. Лейбниц....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  86. монадаМОНАДА греч. monas единица единое понятие доклассической и классической философии используемое для обозначения фундаментальных элементов бытия. Термин введен в платонов...Энциклопедия История философии