История философии

МЕЙНОНГ АЛЕКСИУС ФОН (18531920)

австрийский философ и психолог, ученик Брентано. Профессор (1882). Преподавал философию в Университетах Вены (1878-1882) и Граца (с 1882), где им была основана первая в Австрии лаборатория экспериментальной психологии (1886-1887). Основные сочинения: *Исследования Юма* (в двух томах, 18771882), *По поводу предположений* (1902), *Исследования по теории предметов и психологии* (1904) и др. Разделяя тезис британского эмпиризма, усматривавшего в *отношениях* и *универсалиях* *продукты сознания*, М. полагал, что теории отношений, истины, значения, суждения принадлежат к сфере психологии. М. разделил выводы своего ученика, польского философа К.Твардовского (*К учению о содержании и предмете представлений*, 1894), вычленившего в структуре *психического феномена* три отдельных элемента: ментальный акт, содержание этого акта и его предмет. По мысли М., недопустимо считать содержание и предмет тождественными, ибо в этом случае то, что расположено перед сознанием (собственно предмет) непонятным образом оказывается частью (содержанием) схватывания этого предмета. Физические же тела не могут являться компонентом ментального акта. Даже в случае размышления о несуществующем предмете (гном или квадратный корень, например) ментальный акт мышления действительно существует. Соответственно, с точки зрения М., все, что является частью содержания последнего, тоже должно существовать: русалка не может быть содержанием ментального акта, но может выступать его предметом. Одновременно, по модели М., в ментальном акте присутствует нечто такое его содержание, что обусловлено его направленностью на данный (а не какой-то иной) предмет. *Содержание* у М. не есть ни подобие предмета, ни разновидность ощущения, оно суть качество ментального акта, позволяющее ему быть направленным на определенный предмет. Амбивалентность человеческого познания, включающая психическую природу субъекта и предметность его восприятия, делает, по мысли М., атрибутивной частью гносеологии психологию познания и теорию предметов. Последняя, согласно М., являет собой *совершенно новую философскую дисциплину* учение о чистом предмете как о таковом эмпирическое учение, не допускающее каких-либо ограничений на включение в свою сферу тех или иных предметов. По М., *все есть предмет*. М. ориентировался на косвенное осмысление предмета, указывая на *схватывающие* его *переживания* (соответствующие психические события), основными классами которых выступают представление, суждение, чувствование и желание. Все они не способны конституировать либо модифицировать предмет: предмет всегда логически первичен по отношению к собственному *схватыванию*. По версии М., всегда существует некоторое психическое *переживание*, ответственное за презентацию мышлению того или иного предмета. М. выделил два типа предметов: 1) элементарные предметы, сенсорные данные (цвета, звуки и т.п.); 2) предметы более высокого порядка, к которым им причисляются формы или структуры. Простые предметы конституируются на основе функционирования периферийных органов чувств, предметы же высшего порядка результат продуцирующей активности субъекта. Так, *желтый лист*, по М., есть предмет существующий. Есть предметы *реальные*, но *несуществующие*: различие между *желтым* и *красным* реально, но оно *не существует* в том смысле, в каком существуют красная книга и красный лист. *Реальные несуществующие* (например, *число три*) М. именует *логически существующими*. Есть и иные варианты *круглый квадрат* нельзя полагать ни существующим, ни логически существующим, его место *вне бытия*. Согласно схеме M., правомерно говорить о *внебытии чистого предмета*, т.е. о том, что *имеются* предметы, не имеющие бытия, но имеющие определенные характеристики. *Необоснованная благожелательность по отношению к действительности*, предполагающая действительность всех предметов, по мысли М, не оправдана: по его мысли, имеются виды бытия, принципиально отличные от конкретных единичных сущностей. М. разграничивает предметы-*объективы* (objectives) и *предметы* (*объективное*), могущие существовать либо не существовать (алмазная гора, например), но о которых бессмысленно говорить являются ли они *фактами* или *событиями*. И, наоборот, об *объективах* (существовании алмазных гор) недопустимо осмысленно утверждать, что они существуют, но в качестве предметов высшего порядка они *существуют логически*, при этом они либо есть факт, либо не есть факт. По мысли М., мы можем *предполагать* *объектив*, мыслить его существующим, но не утверждать и не отрицать его (что обязательно для суждения). Твердо настаивая на объективности (т.е. на том, что они не являются характеристикой утверждающего или созерцающего сознания) фактов, модальных различий, отношений, вещей и чисел, М. был вынужден постулировать реальное существование во Вселенной совершенно фантастических и мягко выражаясь странных ее ингредиентов. Дополняя *объективы* и *объективное* такими классами предметов как *достойное* (истинное, доброе и прекрасное) и *желаемое* (*предметы* долженствования и надобности цели), М. сформулировал ряд перспективных подходов к теории ценностей. Парадоксальные выводы онтологии М., базирующиеся на допущении истинности высказывания *А не имеет бытия*, приобрели позднее широкую популярность в контексте эволюции неклассических логик. В 1968-1978 в Граце было издано 8-томное собрание сочинений М.