История философии

МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО ДИ БЕРНАРДО (14691527)

итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498-1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения: *Государь* (1513, впервые опубликован в 1532), *Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия* (1516-1517), *О военном искусстве* (1519-1521), *История Флоренции* (1520-1525) и др. Отдавая симпатии *народу* (активным и зажиточным горожанам) в отличие от нелюбимых им городских низов, плебса и церковно-клерикальных кругов папского Рима, М. разрабатывал правила политического поведения людей и превозносил этику и мощь *гордой* дохристианской Римской империи. С точки зрения М., наиболее жизнеспособными государствами в истории являлись те республики, граждане которых обладали максимально возможной степенью свободы, самостоятельно определяя собственную судьбу. М. характеризовал самостоятельность, величие и мощь государства как идеал, для достижения которого политики должны использовать всевозможные средства, не думая о моральной стороне своих поступков и о гражданских свободах. М. ввел понятие *государственный интерес* для выражения претензий государства на право не обращать внимания на законы, которые оно призвано гарантировать, в случае, если этого требуют т.наз. *высшие государственные интересы*. Целью действий правителя безусловно, т.обр., является успех, а не добродетельность или порочность. (Согласно М., *правление заключается главным образом в том, чтобы твои подданные не могли и не желали причинить тебе вред, а это достигается тогда, когда ты лишишь их любой возможности как-нибудь тебе навредить или осыплешь их такими милостями, что с их стороны будет неразумием желать перемены участи*.) *Государь* М. это своеобычное технологическое руководство по захвату, удержанию и использованию государственной власти. Будучи сторонником республиканского устройства государства, М. не видел перспектив для него в масштабах всей Италии и советовал *новому государю* *по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла*. Преступления, совершенные во имя Родины, по мнению М., это *славные преступления*. С точки зрения М., *ни один порядочный человек не упрекнет другого, если тот пытается защитить свою страну всеми возможными средствами*. При этом М. призывал уделять особое внимание *общему благу* общенациональным интересам, ибо широкие народные массы при известных условиях мудрее любого государственного лидера. (По М., истинная земная мудрость достижима посредством тщательного наблюдения за поступками людей и при помощи изучения истории.) Разделяя тезис христианства об изначальном зле человеческой природы, М. настаивал на целесообразности осуществления воспитательных функций в обществе государством, а не церковью. При этом М. был убежден, что максимам традиционных религии и морали не должно придаваться никакого значения, если они не в состоянии содействовать усилению потенциала благоустроенного социума. Выступая в Древнем Риме как *необходимейший инструмент поддержания цивилизованного государства*, религия, согласно убеждению M., утратила эту функцию по мере насаждения христианством идеалов смирения и послушания: римскую этику самосохранения и самоутверждения М. ставил безусловно выше христианского идеала смирения. Основополагающей особенностью всякого общества М. полагал борьбу и жестокую конкуренцию между людьми. По М., именно человеческий эгоизм и потребность в его насильственном обуздании породили государство как особый социальный институт: *Добрые примеры порождаются добрым воспитанием, доброе воспитание хорошими законами, а хорошие законы теми самыми смутами, которые многими безрассудно осуждаются*. Стяжательство, по мнению М., это не только атрибут природы современных ему людей, но и неизбывный человеческий жребий: человек у М. *скорее забудет убийство отца, нежели конфискацию наследуемого имущества*. Рассудительный государь поэтому может позволять себе убивать, но отнюдь не грабить. Доблесть результативной преобразующей деятельности людей М. предлагал определять с помощью набора понятий virtu основополагающего достоинства удачливого правителя способности интеллекта и воли человека поступать бодро и динамично. М. считал, что одной частью собственной жизни мы можем распоряжаться самостоятельно, другая же удел факторов и сил, неподвластных нам. Итогом этого является то обстоятельство, что одинаковые действия, осуществленные в разные времена, результируются принципиально разнокачественно. Счастливая фортуна, т.обр., гармония политического действия и окружающей эпохи. После замены республиканской администрации Флоренции тиранией Медичи М. был изгнан. М. испытал тюремное заключение, подвергался пыткам. Среди первых критиков М. были Кампанелла и Ж. Боден. В 1546 среди *отцов* Тридентского собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что *Государь* написан рукой Сатаны*. В 1559 все сочинения М. были включены в первый *Индекс запрещенных книг*. М. писал: *Пусть судьба растопчет меня, я посмотрю, не станет ли ей стыдно*. (Самой известной попыткой литературного опровержения М. было сочинение Фридриха Великого *Антимакиавелли*, написанное в 1740; в нем отмечалось: *Я дерзаю ныне выступить на защиту человечества от чудовища, которое желает его уничтожить; вооружившись разумом и справедливостью, я осмеливаюсь бросить вызов софистике и преступлению; и я излагаю свои размышления о *Государе* Макиавелли главу за главой, чтобы после принятия отравы незамедлительно могло бы быть найдено и противоядие*.) В церкви Санта Кроче на могильном памятнике М. находится надпись: *Никакая эпитафия не выразит всего величия этого имени*. Труды М. знаменовали начало нового этапа развития политической философии Запада: рефлексия над проблемами политики, по убеждению М., должна была перестать кореллироваться нормами богословия либо максимами нравственной философии. Произошел окончательный разрыв с мировоззрением св. Августина: все помыслы и все творчество М. увязывались с пафосом Града Человеческого, а не Града Божьего. Политика тем самым утвердила себя самое как самостоятельный объект исследования как искусство создания и усиления государственной власти.