История философии

ЛАОЦЗЫ (65 ВВ. ДО Н.Э.)

полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором *Дао дэ цзин* *Книги о дао-пути и благой силе-дэ*. В фокусе даосской мысли (как и конфуцианства) находится тема *дао-пути*, которым следует идеальный человек, накапливая тем самым силу-добродетель *дэ*, упорядочивающую Поднебесную (общество). Однако конфуцианскому культуроцентризму даосизм противопоставляет *следование естественности* (*цзы жань*): если основной отличительной чертой *благородного мужа*, рисуемого Конфуцием, выступает деятельная активность, организуемая церемониальными правилами *ли*, то *совершенно-мудрый* у Л. исповедует принцип *недеяния* (*у вэй*), означающий отказ от всякого мобилизующего усилия, целенаправленного действия, нарушающего естественное течение дел. Соответственно, в отличие от преимущественно этико-политической трактовки *дао* у Конфуция, Л. вел речь о вселенском *дао* как общемировом естественном ритме событий. *Дао* *глубочайшие врата рождения, корень Неба и Земли* предшествует миру оформленных вещей (*ю*) и относится Л. к непроявленному бытию (*у*). Не имеющее никакой внешней определенности, оно отождествляется с пустотой, но это именно рождающая пустота, неисчерпаемая потенция любой конкретной формы. Понимание неизначальности всякой определенности инициирует диалектические идеи спонтанного изменения (*все сущее изменяется само собой*) и взаимоперехода противоположностей (*превращение в противоположность движение дао*). Порождающее действие *дао* изображено в *Дао дэ цзин* в виде следующей последовательности: *дао* рождает одно (частицы-*ци* как общемировой субстрат), одно рождает два (полярные начала *инь* и *ян*), два рождают три (великую триаду Небо Человек Земля), а три рождают все вещи. *Дао* и *дэ* в концепции Л. неразрывно связаны: *дао* рождает вещи, *дэ* взращивает-совершенствует их. При этом в *Дао дэ цзин* различаются высшее и низшее *дэ*. Последнее связывается с конфуцианской стратегией культуротворческого усилия и совершения добрых дел на основе церемониальных предписаний *ли*; в противоположность этому *совершенно-мудрый*, содержащий в себе высшее *дэ*, естественностью и гармоничностью подобен новорожденному. Совершенномудрый, как и *дао*, *действует недеянием*, все создавая, ничего не присваивает и ни над чем не властвует. Только *добродетель-дэ*, основанная на дао, обладает гармонизирующей силой: если отступление от *дао* ведет к смуте и гибели, то при сохранении *дао* Небо и Земля сливаются в гармонии, а народ и без приказов успокаивается, возвращаясь к простоте и естественности жизни. Совершенномудрый, делая свое сердце бесстрастным и сохраняя покой, уподобляется вечному *дао* вплоть до отождествления (*кто служит дао, тот тождествен дао*); с этим аспектом концепции *Дао дэ цзин* связаны более поздние даосские поиски практических средств достижения физического бессмертия.