История философии

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

одна из основных составных частей мировой истории философии, характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществлялась в древнекитайской культуре как бы изнутри мифосознания через переосмысление мифологической модели мира при сохранении ее общей структуры, прежде всего, принципа единосущности макрои микрокосма, поэтому базисной интенцией китайского философского мышления была идея органического единства человека и мира. Органицизм мышления обусловил понимание вещей как подвижных, текучих образований: *ци*, универсальный субстрат мира, трактуется как непрерывная среда динамических колебаний, поляризуемая действием противоположных сил *ян* и *инь* (света и тьмы, напряжения и податливости); каждая вещь содержит в себе начала *инь* и *ян*, поочередно доминирующие и обеспечивающие пульсацию перемен. Эмпирически наличное состояние дел постоянно должно приводиться в соответствие с изначальной гармонией великой триады Небо Человек Земля, поэтому китайское философское мышление характеризуется отчетливо выраженным практицизмом. Знание *чжи* предмета включает не только его описание, но и предписание к действию: обладать знанием значит прежде всего *знать свое дело*. В центре внимания китайских мыслителей находились этико-политические проблемы, поскольку деятельность по упорядочению Поднебесной (социума) понималась как важнейший фактор поддержания вселенской гармонии. Уже в период Западного Чжоу (нач. I тыс. до н.э.) оформилась одна из центральных категорий китайской мысли *дэ*, обозначающая силу порождения и упорядочения. Благодаря силе *дэ* Небо (Небо-и-Земля) порождает и взращивает все сущее. Правитель *ван*, являясь Сыном Неба, приобщается к *великому дэ Неба и Земли* (космоса) и распространяет его на мириады людей, гармонизируя Поднебесную. В свою очередь, на мир и благополучие, царящие в Поднебесной, Небо отвечает правильным порядком природных процессов, хаос же в обществе вызывает природные катаклизмы. *Золотым веком* китайской философии является период 6-3 вв. до н.э. В это время возникли конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа натурфилософов и школа имен. В условиях, когда власть чжоуского вана стала чисто номинальной, состояние дел в Поднебесной осознается как зависящее от *дэ* каждого человека. Родоначальники двух основных течений китайской философии Конфуций и Лао-цзы вводят u связи с этим категорию *дао* пути как мерила должного индивидуального поведения. Накопление *дэ* достигается познанием *дао* и следованием ему; обладание знанием оказывается важным средством гармонизации Поднебесной. Конфуций и Лао-цзы разрабатывают взаимодополнительные модели познания *дао*. Для Конфуция характерна опора на формальную упорядоченность человеческого поведения посредством строгого следования правилам церемониала *ли*. Воплощением знания выступает *благородный муж* (*цзюнь цзы*), посредством жесткого самоконтроля обуздывающий природно-хаотическое начало в человеке. В противовес конфуцианскому культуроцентризму даосизм выдвигает стратегию *следования естественности*. Отказ от всякой преднамеренности и целенаправленности в действии (принцип *недеяния* *у вэй*) позволяет совершенномудрому приобщится к *дао* как общемировому естественному ритму событий. При империи Хань (3 в. до н.э. 3 в. н.э.) конфуцианство приобрело статус официальной идеологии и впоследствии на протяжении столетий оказывало огромное воздействие на облик традиционной китайской цивилизации. Даосское учение трансформировалось в так называемый *религиозный даосизм*, занятый преимущественно решением проблемы бессмертия и образующий неортодоксальную составляющую китайской духовной культуры. Развитие философской мысли в Китае характеризовалось традиционностью: для нее характерна исключительная стабильность круга основных философских проблем и категорий, а преимущественными формами философского творчества являлись комментарии и компиляция канонических произведений.

  1. китайская философияChinese philosophy. К.ф. свойственны сильные гуманистические традиции. Человек обво гл. объекты ее внимания с глубокой древности. Хотя метафиз. умозрение занимает в К.ф....Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  2. китайская философияподразделяется на основных этапа охватывающих период с времен до VI века до н. э. до конца XX века этап предыстория до VI века до н. э. характеризуется господством осо...Начала современного естествознания
  3. китайская философияКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ одна из основных составных частей мировой истории философии характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществляла...Новейший философский словарь
  4. китайская философияКонфуций впервые придал китайской религиозной традиции философскую форму. Он систематизировал принципы выделив среди них мораль усилия идеал которой знаком высшему челове...Новый философский словарь
  5. китайская философияКонфуций впервые придал китайской религиозной традиции философскую форму. Он систематизировал принципы выделив среди них мораль усилия идеал которой знаком высшему челове...Сверхкраткий философский словарь
  6. китайская философияфилософия ориентированная на постижение внутренней мудрости которое выражается в следовании Небесному Пути Дао а значит предполагает знание всеобщего порядка бытия Ли ко...Тематический философский словарь
  7. китайская философияКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э. К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Кита...Философская энциклопедия
  8. китайская философияИ с т о р и о г р а ф и я . Начало изучения истории К. ф. в России относится к в. Большой вклад в науку внесли работы А. Леонтьева в крых содержатся первые переводы фило...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  9. китайская философия. Предыстория китайской философии до в. до Р. X. В самый ранний период в кит. философии книга Шуцзин господствует космогоническое учение культ неба который не только объ...Философский энциклопедический словарь II
  10. китайская философия. Предыстория китайской философии до в. до Р. X. В самый ранний период в кит. философии книга Шуцзин господствует космогоническое учение культ неба который не только объ...Философский энциклопедический словарь
  11. китайская философияКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ одна из основных составных частей мировой истории философии характеризующаяся ярко выраженной самобытностью. Радикальная демифологизация осуществляла...Энциклопедия История философии
  12. китайская философияКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯКитайская философия возникла примерно в то же время что и древнегреческая и древнеиндийская философия в середине I тысячелетия до н.э. Отдельные филосо...Энциклопедия Кольера II