История философии

КАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО

философские категории, впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в *Категориях* и *Топике*. Качеству (предикаменту, отвечающему на вопрос *какое?*) Аристотель приписывал четыре возможных контекста: наличие либо отсутствие врожденных, исходных способностей и характеристик; наличие как преходящих, так и стабильных свойств; свойства и состояния, присущие вещи и явлению в процессе их существования; внешний облик вещи либо явления. Количеству (вопрос *сколько?*) Аристотель приписывал ипостаси *множества* и *величины* в русле главной, с его точки зрения, мыслительной функции данной категории: выяснения *равенства* либо *неравенства*. В картезианской традиции данные понятия были исключены из реестра главных философских категорий. Кант, применяя эти понятия в процедуре организации и классификации категорий чистого рассудка (по *количеству* суждения чистого рассудка делились на единичные, частные и общие; по *качеству* на бесконечные, утвердительные и отрицательные), неявно обозначил наличие некоей взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Гегель, трактовавший качество как определенность тождественную с бытием, а количество как внешнюю, безразличную для бытия определенность, понимал их как некие этапы определения и самоопределения бытия. Качество выступало у Гегеля ступенью трансформации бытия через наличное бытие к *для-себя-бытию*, а количество как ступень перехода от чистого количества через определенное количество к степени. Эксплицируя содержание категории *качество*, Гегель вводит понятие *определенности* как эмпирической презентации качества, *свойства* как проявления качества в конкретной системе взаимодействий или отношений (и в этом смысле единое качество может проявляться в бесконечном ряду свойств, связанных с той или иной системой отсчета, однако, будучи внутренне обусловленными качеством, свойства открывают возможность его познания) и *границы* как феномена дифференцированности качества от других качеств. Аналогично содержание категории *количество* уточняется посредством введения понятий *величины* (пространственной протяженности и временной длительности системы) и *числа* как непустого множества. Синтезом качества и количества у Гегеля выступала мера. Гегельянизируя марксистскую парадигму миропонимания, Энгельс трансформировал учение Гегеля о противоположенности качества и количества и их синтезе в мере и придал данной схеме прочтение и статус закона перехода количественных изменении в качественные и обратно*. Появление и развитие совокупности математизированных эмпирических наук, основанных на процедуре измерения количественных параметров вещей и явлений, на соотнесении и сопоставлении этих параметров с качественными характеристиками элементов бытия, сохраняют и актуализируют философскую значимость категорий *качество* и *количество*.

  1. качество и количествофилос. категории характеризующие предмет через органическое единство его общих и специфических свойств и величину дифференцированность его бытия. Качество есть непосредст...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  2. качество и количествоКАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВОstrongфилософские категории впервые проанализированные в таком статусе Аристотелем в Категориях и Топике. Качеству предикаменту отвечающему на вопрос...История философии II
  3. качество и количествотрадиционные философские категории из числа десяти предикаментов список которых восходит к Категориям и Топике Аристотеля. Качество или какое по Аристотелю может рассматр...Новая философская энциклопедия
  4. качество и количествосм. КОЛИЧЕСТВО....Новейший философский словарь
  5. качество и количествоQuality versus Quantity Целями йоги является качество а не количество. Одно небольшое хорошо сделанное дело приносит внутреннему Я гораздо больше пользы чем сотня сделан...Словарь йоги
  6. качество и количествофилософские категории отражающие важные стороны действительности. Качество система существенных наиболее важных свойств объекта отличающих его от других объектов. Так ва...Тематический философский словарь
  7. качество и количествокатегории отражающие итоговую характеристику определенности любого сущего и общую форму выражения определенности. Кач. это свойства сущего необходимые и достаточные для ...Философские категории
  8. качество и количествокатегории философии отражающие важные стороны объективной действительности. Мир не состоит из готовых законченных вещей а представляет собой совокупность процессов в крых...Философский энциклопедический словарь
  9. качество и количествоКАЧЕСТВО И КОЛИЧЕСТВО. Качеством называется видовое отличие сущности Аристотель. emМет. V . а. Первая сущность по Аристотелю это индивидуальный предмет вот этот человек...Энциклопедия эпистемологии и философии науки