История философии

ИНАЧЕ ЧЕМ ЗНАТЬ

(*Нечто иное, чем знание*) (*Autrement que savoir*, 1988) коллективная монография Левинаса, Г.Петитдеманжа (G.Petitdemahge) и Ж.Роланда (J.Rolland) с точной маркировкой проблемных полей и вопросов, решаемых авторами. В комментарии к данной работе Левинас пишет: *Реконструируя в представлении возможность мысли, которая не является знанием, я хочу утверждать духовность, которая прежде всего прежде всякой идеи заключается в факте бытия поблизости кого-нибудь. Близость, сама социальность является *иным*, чем знание, которое ее выражает*. Внекогнитивный феномен *иначе, чем знать* , Левинас не относит к сфере верований. То, на что направлена *мысль, которая *оценивает* (*met en valeur*)*, автор называет лицом. Лицо есть духовная жизнь слово, которого Левинас, по его признанию, опасается, *жизнь человеческой близости (une vie de la proximite humaine)*, *бытие многих*. *Быть с кем-нибудь чужим* фундирует не-безразличие (non-indifference). Данную *не-безразличную близость* нельзя рассматривать как суррогат совпадения, еще менее как веру, замещающую достоверность. Коррелятом данной близости является *любовь без эроса*, так как лицо ближнего реферирует не пластическую портретную форму, а этическую перцепцию. Наилучший способ встречи ближнего, как отмечает Левинас, не заметить при общении даже цвет его глаз. Выражение Лица выступает в качестве предела вопрошаемого, т.е. трансцендентного. *То, что не является вопрошаемым*, есть, согласно Левинасу, истинно другое. Оно не может быть артикулировано в форме обычного вопроса. Область невопрошаемого (inquestionnable) аккумулируется в феномене, именуемом философом святостью (une saintete). Понятие святости, интерпретируемое как приоритет Другого по отношению ко мне, дополняет структуру интерперсональных отношений и маркируется вопросом *Почему я также не являюсь другим другому?*. Асимметрия отношения *Я Другой* заключается в том, что *я затмеваю себя перед другим* другим, которого невозможно описать средствами онтологии, другим как *иное, чем бытие*, в человеке, которое и составляет святость его Лица, продолжение Выражения. Тезис о личной ответственности, превышающей ответственность остальных, определяет *первоначальную структуру я, прибытие в мир *вот я* на службу другому*. *Область невопрошаемого*, то, к чему нельзя непосредственно обратиться с вопросом, просьбой, подтверждает нереверсивность отношений между Я и Другим, указывает на невозможность для Я быть *другим Другим*. Язык как социокультурная детерминанта феноменологического опыта фундирует событие встречи. *Встреча является первоначальной и необходимой конъюнктурой значения языка: кто-нибудь, говорящий *я*, направляется к другому человеку*. Событие встречи, интерпретируемое как движение трансцендентности от одной личности к другой, олицетворяет непреодолимое отделение переходную ступень к тишине либо к интерпелляции, а значит, к языку. Повествовательное направление отношения-с-другим (la relation-avec-autrui) от Я к Другому подчинено правилам традиционной логики, *логики тождества*, поглощающей трансцендентность данного отношения. Коммуникативная сторона этого отношения в аспекте ipso facto (сам делаю) будет восстанавливать трансцендентность самого повествования, предназначаемого для Другого. Трансцендентность как *отсутствующее присутствие* присутствует за *языковой вуалью* встречи. Экстериорная по форме, она не может стать имманентной сознанию, не может стать внутритекстовой.

  1. иначе, чем знатьИНАЧЕ ЧЕМ ЗНАТЬstrongНечто иное чем знание Autrement que savoir коллективная монография Левинаса Г.Петитдеманжа G.Petitdemahge и Ж.Роланда J.Rolland с точной маркировко...История философии II
  2. иначе, чем знатьНечто иное чем знание Autrement que savoir коллективная монография Левинаса Г.Петитдеманжа G.Petitdemahge и Ж.Роланда J.Rolland с точной маркировкой проблемных полей и ...Словарь постмодернизма
  3. иначе, чем знатьИНАЧЕ ЧЕМ ЗНАТЬ Нечто иное чем знание Autrement que savoir коллективная монография Левинаса Г.Петитдеманжа G.Petitdemahge и Ж.Роланда J.Rolland с точной маркировкой про...Энциклопедия История философии